Глава Газпрома Алексей Миллер, комментируя газовые переговоры Россия-Украина-ЕС, заявил, что «все принципиальные двусторонние вопросы согласованы», а в ближайшие дни будет подписано соответствующее соглашение. Почему Кремль так легко пошел на уступки? Начинается ли в газовых отношениях России и Украины «оттепель» и нормализация?
Фон переговоров
Переговоры между Россией, Украиной и ЕС по поставке российского газа украинцам идут довольно динамично, в особенности на отрезке Россия-Украина. Можно выделить, по меньшей мере, пять важных факторов, которые будут иметь большое значение для исхода этого диалога.
1. Укрепление газовой независимости Украины. Киев за последние годы значительно снизил значение российских поставок. Если в 2011 году российский газ покрывал 75% внутреннего спроса, а в 2013 — 56%, то в прошлом году этот показатель упал до уровня в примерно 34%. Даже если предположить, что российские поставки газа на Украину будут скоро возобновлены, голубое российское топливо составит максимум 18% от объема потребления. Это означает, что гипотетический отказ от покупки сырья у Газпрома не приведет к дефициту газа на внутреннем рынке.
2. Ухудшающаяся финансовая ситуация в России. Причинами ухудшающегося финансового положения РФ стало падение нефтяных цен, отсутствие глубоких структурных реформ, а также западные санкции. По данным газеты «Ведомости», в этом году Газпром несет рекордные убытки: из-за колебаний на мировых рынках и неэффективного управления проектами концерн потерял около 40 миллиарда долларов. Поэтому ему все важнее найти новых покупателей, а в результате Кремль все сильнее склоняется к компромиссам. Тем более что предварительные прогнозы говорят о том, что в следующем году цены на газ снизятся.
3. Сложное финансовое положение Украины. Хотя в последние месяцы на Днепре в состоянии государственных финансов отмечалась положительная динамика, до стабильности еще далеко. Прошлогодний дефицит «Нафтогаза» (около 113 миллиардов гривен) стал одним из основных элементов дефицита государственного бюджета. Финансовые потери концерна были вызваны фактическим субсидированием индивидуальных покупателей и ТЭЦ, которые получали газ по заниженным ценам. В текущем году из-за резкого повышения цен на газ, ситуация стала менее критической, однако ценовая политика все еще остается на переходном этапе. В такой ситуации ключевым аспектом для гипотетического заключения соглашений станет финансовая поддержка западных структур.
5. Российско-украинский спор в Стокгольмском арбитражном суде. Начавшийся еще в 2014 году спор, касающийся российско-украинских газовых контрактов, продлится, по всей видимости, до 2016 года. Некоторые эксперты по международному торговому праву полагают, что возможные промежуточные решения по временным поставкам российского газа на Украину могут оказать влияние на окончательный вердикт. И Москва, и Киев держат это в уме за столом переговоров.
6. Уменьшение транзитной роли Украины. Газпром постепенно уменьшает объем газа, поставляющегося в ЕС и другие европейские страны через украинскую территорию. На фоне заявлений Кремля о строительстве газопроводов в обход Украины эти тенденции будут усиливаться. Это не значит, что она утратит статус важного транзитного государства, но ей, несомненно, придется лишиться рычага давления в будущих переговорах.
Цель участников переговоров
В газовых переговорах Москва стремится достичь сразу нескольких целей. Первая — продать товар, который выступает одним из основных источников дохода для государственного бюджета. До недавнего времени крупнейшим внутренним получателем российского сырья была Украина, что приносило Газпрому благодаря выгодному для него контракту огромную прибыль. Утрата этого рынка стала для Кремля чувствительной. Российский монополист спешит из-за неблагоприятных прогнозов: в 2016 году цена на газ может стать еще ниже. Во-вторых, возобновление поставок теоретически позволяет Москве привязать Киев к контрактам 2009 года, что может быть важным в арбитражном разбирательстве. Как полагают некоторые эксперты, согласие Киева на импорт может быть воспринято как фактическое согласие на условия контрактов, которые Украина оспаривает. В-третьих, информационная война Кремля против Украины, которая сопровождает переговоры, призвана выставить Киев в дурном свете. В-четвертых, недооценивается потенциальная общественная реакция на возможные соглашения, на которую рассчитывают в Москве. Если Газпром согласится продавать газ по более низкой цене, это может вызвать новую волну вопросов и общественного возмущения в свете повышения тарифов на внутреннем украинском рынке: почему цены растут, раз импортируемый газ дешевеет? Это вписывается в московскую концепцию, направленную на дестабилизацию общественных настроений на Днепре. Тем более что согласно принятому в апреле закону «О рынке природного газа», с 1 октября 2015 года газовые тарифы на внутреннем рынке будут формироваться рыночным путем, а не при участии регулятора в лице государства. Это прямым образом противоречит меморандуму МВФ с Украиной, который включает в себя график повышения цен, что гарантирует появление нового всплеска дискуссий на тему газовых тарифов.
Украина заинтересована в заключении временного соглашения. Хотя Киев значительно снизил свою зависимость от поставок из России и может не беспокоиться о том, как он переживет ближайшую зиму, любые дополнительные объемы сырья позволят ему смотреть в будущее спокойнее и рассчитывать на дополнительные запасы газа. Еще более важен тот факт, что объем накопленного в хранилищах газа не гарантирует стабильного транзита в Европу. Стоит привести здесь часто звучащее в СМИ мнение, что если украинские подземные хранилища не будут перед отопительным сезоном наполнены до уровня 17-19 миллиардов кубометров, транзит в Европу обернется провалом. Это не совсем верное утверждение. Если наступят сильные морозы, а в украинских хранилищах будет недоставать газа, объемы сырья, поставляемого в Европу, могут уменьшиться, однако транзит не прекратится. Кроме того в самые сильные морозы по техническим причинам в этом контексте будет важно, чтобы газ поступал из-за восточной границы. Когда температура действительно сильно снизится и будет удерживаться на таком уровне в течение продолжительного времени, а объема газа в хранилищах будет недостаточно для успешного транзита, на первый план выйдет поступление газа из России в украинскую газотранспортную систему. Из-за этого фактора Киев заинтересован в достижении договоренностей, которые обеспечат поставку небольших объемов газа (2-3 миллиарда кубометров) из России в январе-феврале 2016 года, то есть в обычный период самых сильных морозов. Украина, наконец, проявляет интерес к соглашению из-за давления ЕС. Как известно, Киеву будет очень сложно пережить ближайшие месяцы и, возможно, годы без финансовой помощи Запада. Поэтому гибкость украинцев на газовых переговорах, которая приведет к заключению ожидаемого в ЕС соглашения — это один из важных элементов для сохранения благосклонности Брюсселя в отношении Киева. ЕС выступает решительным сторонником достижения договоренностей. Его очевидная и важнейшая цель — снизить вероятность развития сценария, при котором транзит российского газа через территорию Украины в Европу будет ограничен. Поэтому Брюссель предпринимает дипломатические шаги и оказывает на Киев давление. Перспективной целью Европы может выступать желание «снизить градус» российско-украинских отношений и постепенно привести их к нормализации посредством развития сотрудничества.
Газовая «оттепель»?
Фон газовых переговоров, а также цели и мотивы их участников в полной мере объясняют высокую вероятность появления соглашения, которое будет похоже на прошлогоднее (своего рода «зимний пакет-2»). Нельзя, однако, не отметить, что высказывание Миллера не означает полной стабилизации газовых контактов между Москвой и Киевом. На основании соглашения Газпром поставит зимой на Украину около 2 миллиардов кубометров газа, хотя сам пакет «на бумаге» может предполагать больший объем поставок. Миллер говорит о том, что начать поставки предполагается в начале октября, но, скорее всего, реализовываться они будут в ноябре-декабре или даже январе-феврале 2016. Конечно, гарантом поставок станет ЕС, который окажет Киеву финансовую поддержку. Таким образом будут достигнуты тактические цели всех участников. Однако намек на шанс окончательной стабилизации газовых отношений Украины и РФ может появиться лишь тогда, когда Стокгольмский арбитраж вынесет свой вердикт.
Ясно, что Москва и Киев оценивают соглашение по-разному. Представители Украины будут подчеркивать его временный характер и отсутствие взаимосвязи с контрактами 2009 года. Кремль традиционно выдвинет на первый план «разрушительную» роль Украины в качестве транзитного государства и свою «добросердечность». По задумке Москвы, адресатом второй части послания выступает украинское общество, которое может получить очередной импульс для критики тарифной политики Киева. Также Газпром наверняка начнет массированную информационную кампанию в Европе, доказывая, что Киев фактически принял положения, содержавшиеся в газовых контрактах 2009 года.
Принципиальное значение для дальнейшего развития газовых отношений будут иметь успехи Киева в создании внутреннего рынка газа и то, насколько индивидуальные получатели смогут привыкнуть к новым ценам. Если действия Украины в этом направлении будут успешны, весной 2016 и позднее Газпром будет готов пойти на еще более значительные уступки. Не стоит также забывать, что газовый сектор — это лишь один из элементов более широкой политики Кремля в отношении Украины. Приоритетная цель Москвы — смена власти на Днепре посредством дестабилизации внутренней украинской обстановки. С другой стороны, Киев видит в РФ агрессора, сотрудничество с которым продолжается лишь вынужденно. В таких условиях стабильности ожидать сложно, а 2 миллиарда кубометров газа кажутся незначительным эпизодом.