Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исход из моногорода

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОфис ОАО "АВТОВАЗ"
Офис ОАО АВТОВАЗ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приходящие в упадок индустриальные города в России – это серьезная проблема. Правительство теперь хочет склонить печально знаменитых своей инертностью рабочих к перемене места жительства.

Приходящие в упадок индустриальные города в России – это серьезная проблема. Правительство теперь хочет склонить печально знаменитых своей инертностью рабочих к перемене места жительства.

Путь от Тольятти до Тихвина длиннее, чем от Рима до Берлина. Эти два российских города находятся на расстоянии 1600 километров друг от друга. Тольятти – это российский центр по производству автомобилей Лада, который расположен в среднем течении реки Волги, и климатические условия здесь терпимые.  Другой город, в котором производятся комплектующие для железнодорожных вагонов, а скоро будут выпускаться и целиком вагоны, находится на мрачном севере.

Чемоданы в Тольятти пока еще не упаковывают.  Однако уже в ближайшее время сотни семей будут вынуждены собрать свое нажитое добро и двинуться  на север. Это предусмотрено программой по переселению, предложенной российским правительством. Для реализации этих целей Агентство по реструктуризации ипотечных  жилищных кредитов (АРИЖК) выделило 500 миллионов рублей (12 миллионов евро).

Жители Тольятти должны попытаться вырваться из моногорода. Так в России называют образованные в советские  времена  моногорода, которые подключены к капельнице одного единственного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, связанных по условиям производства. Что касается Тольятти, то здесь жизнь 750 000 человек связана с крупнейшим  предприятием по производству легковых автомобилей АвтоВАЗом.  После того как в прошлом году автомобильный рынок страны сократился наполовину, АвтоВАЗ больше не может сохранить места для всех  100 000 рабочих. И в будущем АвтоВАЗ вряд ли сможет вновь принять их всех на работу, даже если  будет успешно проведена запоздалая модернизация предприятия.

Экономический кризис не только резко прервал продолжавшийся несколько лет период бурного экономического роста в стране и сократил в прошлом году объем производства на 8,5 процента. Он также предельно обострил тяжелейшие проблемы  моногородов.

Наследие советского плана заселения территории страны тяжелым грузом лежит на этих городах,  которые, к тому же, частично расположены в суровых с климатической точки зрения регионах. Не всем из них сейчас приходится плохо, и некоторые из них – например, города нефтяников в Западной Сибири -  процветают. Всего, по данным АРИЖК, насчитывается 350 моногородов, население которых составляет 16 миллионов человек. В 17 из них ситуация признана критической.

В отличие от моногородов в других странах, инфраструктура и сфера обслуживания за пределами главного предприятия здесь непозволительно слабо развиты, так что дополнительные рабочие места здесь большая редкость. К этому следует добавить, что и природные ресурсы, от которых зависят некоторые из таких городов, также иссякают.

Двум десяткам моногородов правительство в прошлом году пообещало предоставить государственные субвенции и кредиты в размере полумиллиарда евро. Теперь нужно расшнуровывать и другие пакеты помощи. По некоторым данным, государство в отдельных совершенно безнадежных случаях не исключает и возможности полного переселения. Переезд бывших сотрудников автозавода из Тольятти российские управленцы рассматривают как своеобразный тест. Желающим принять участие в программе переселения обещают не только рабочие места на вагоностроительном заводе в Тихвине. В обмен на оставленную под залог  собственность они могут получить на выгодных условиях кредит на приобретение жилья у жилищного агентства. По данным газеты «Ведомости», в программе есть некоторые изъяны, так что, судя по всему, лишь немногие согласятся принять в ней участие. Так, к примеру, будет сложно проводить оценку недвижимости в экономически отсталых регионах. Кроме того, выбор у людей ограничен Тихвином, и они таким образом вновь окажутся в моногороде.

По крайней мере, логика этой программы правильная, считает сотрудник московского (независимого) института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, надо помочь людям вырваться из депрессивных регионов.

Россиянам, конечно же, необходима эта помощь – сами по себе они с этой задачей вряд ли справятся. «Географическая мобильность населения крайне низка, - подчеркивает ректор Российской экономической школы в Москве Сергей Гуриев.  – Российский рынок рабочей силы - самый инертный среди всех восточноевропейских стран». По данным статистики, только два процента россиян в течение всей своей жизни меняют место жительства внутри страны в поисках работы. В США этот показатель составляет почти 20 процентов.

Предыдущая российская программа по переселению, которая проводилась в основном для жителей крайнего севера, закончилась неудачно из-за административных барьеров, и в первую очередь это можно объяснить неразвитостью рынка жилья, а также финансового рынка, подчеркнул Гуриев.  По его словам, исследования показывают, что те россияне, которые хотели бы переехать из слабого в экономическом отношении региона в процветающий регион, не смогут этого сделать по причине высокой процентной ставки и низкой заработной платы. Резкое отличие в уровне заработной планы в отдельных  регионах не будет таким образом выравниваться. Так образуется порочный круг – люди не могут уехать, а в их регионе отсутствует конкуренция на рынке рабочей силы, поэтому уровень заработной платы продолжает оставаться низким и в ходе кризиса может даже сократиться.