Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Правда о гастарбайтерах

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТаджикские трудовые мигранты в вагоне поезда Москва-Душанбе
Таджикские трудовые мигранты в вагоне поезда Москва-Душанбе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Положение легальных и нелегальных трудовых мигрантов из Центральной Азии и Кавказа в Санкт-Петербурге находится в центре внимания общественности и СМИ в течение нескольких последних лет. Многие экономисты и бизнесмены с цифрами в руках доказывают необходимость притока рабочей силы из южных регионов России и Ближнего зарубежья для того, чтобы сохранить темпы роста экономики. Город нуждается в рабочих-мигрантах, а отношение горожан остается к ним предвзятым.

Положение легальных и нелегальных трудовых мигрантов из Центральной Азии и Кавказа в Санкт-Петербурге находится в центре внимания общественности и СМИ в течение нескольких последних лет. Многие экономисты и бизнесмены с цифрами в руках доказывают необходимость притока рабочей силы из южных регионов России и Ближнего зарубежья для того, чтобы сохранить темпы роста экономики. Город нуждается в рабочих-мигрантах, а отношение горожан остается к ним предвзятым.

О том, что правда и что нет в стереотипах, бытующих начет гастарбайтеров попытался разобраться Владимир Бондарев.


Так называемые «этнические меньшинства» в Санкт-Петербурге делятся на тех, кто проживает здесь постоянно (иногда в течение нескольких поколений), и тех, кто приезжает на сезонные работы ради заработков. Однако, в обыденном сознании коренных жителей нередко отсутствует подобное деление, и на бытовом уровне негативное восприятие инородцев обрушивается и на тех, кто давно и прочно интегрировался в повседневную жизнь города. Председатель санкт-петербургского Содружества молодежи Дагестана Гамид Гасанов отмечает некоторые наиболее характерные стереотипы в отношении своих земляков:

В основном, стереотип такой, что дагестанцы – очень горячие люди, во-вторых, малограмотные и малообразованные. И когда люди узнают, что среди нас есть профессора, это их сильно удивляет. Но я не виню тех, кто так судит о нас, потому что зачастую нужно учитывать, что и многие наши ребята, которые сюда приезжают, создают предвзятое мнение о себе.

 По слухам, по разным данным среди дагестанцев есть и такие, которые занимаются криминалом. Но я не считаю, что это – один из основных видов деятельности наших людей.


Есть устойчивые предубеждения и в отношении других народов. Например, что основными наркокурьерами из Центральной Азии в Северо-западный регион России являются трудовые мигранты из Таджикистана. Председатель молодежного отделения таджикской диаспоры Фаррух Сатторов возражает:

Не только мы в Таджикистане контролируем наркотрафик, но и российская военная база. Именно для этих целей она там и существует. Поэтому не надо всю ответственность перекладывать на таджикскую нацию. Ведь рядом – в Афганистане – расположены американские военные части, которые контролируют ситуацию так же, как российские – в Таджикистане. И специальная служба со стороны России выделена именно для недопущения наркотиков на российскую территорию.

Такие доводы, однако, не слишком действуют на обыденное сознание, поэтому на бытовом уровне нередки проявления, если не откровенной враждебности, то настороженности и недружелюбия по отношению к народам бывшего Советского Союза, приехавшим на заработки в Россию из государств Центральной Азии и Закавказья. Самой большой этнической диаспорой в Санкт-Петербурге (да и во всём северо-западном федеральном округе) является узбекская. Президент диаспоры «УМИД» - Алиджан Хайдаров напоминает:

На Пискаревском мемориальном кладбище захоронено 6 тысяч воинов-узбеков. Там есть целая аллея, посвященная воинам-узбекам, воевавшим под Ленинградом. Я уже не говорю о Синявинских болотах, где полегли от 50 до 100 тысяч солдат из Узбекистана, останки которых не захоронены. Санкт-Петербург (бывший Ленинград) и узбеки, и таджики, и украинцы защищали.

А гастарбайтеры из Узбекистана – они не от хорошей жизни приехали сюда. Во время Великой отечественной войны Узбекистан принял три миллиона жителей России, которых обогрел, взял к себе в дома и вместе они жили. А гастарбайтеры, про которых говорят «понаехали!» и что они забирают у них работу, они не живут у них в квартирах, не забирают хлеб и идут на низкооплачиваемую работу.


Результатами этой работы – строительной, хозяйственной, торговой, пользуются петербуржцы, в том числе и те, кто громогласно или вполголоса выражают недовольство не только поведением «гастарбайтеров», но и самим фактом их существования. При этом, не делая различия – приехал ли человек на заработки из одного из сопредельных государств, либо он является гражданином Российской Федерации.

Принято считать, что ксенофобия (как и любые другие «фобии») – признак малообразованного, культурно не развитого человека. Однако, председатель Российского Социал-демократического Союза Молодежи Евгений Коновалов отмечает и, условно говоря, «высоколобую» разновидность национальной, расовой и религиозной нетерпимости:

Образованность – это не только фактор высокой культуры, и не только IQ. Поэтому мы видим, что среди людей, даже уважаемых в научной среде, к сожалению, есть с такими взглядами, от которых волосы становятся дыбом. И не можешь объяснить, как такой человек не понимает простой вещи: что ненависть порождает ненависть, что постоянное деление на какие-то меньшинства может происходить бесконечно, и что это, собственно, ущербное мировоззрение.

Пока же слова апостола Павла из Нового завета Послания к Колоссянам «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного», более-менее точно цитируются в публицистических работах, но не стали нормой общественного сознания.