Последний фильм самого знаменитого российского режиссера Никиты Михалкова к моменту ее показа на Каннском фестивале уже был столь раскритикован, что уже неясно, вызывает ли больший интерес история репрессированного генерала Котова или целый поток отрицательных рецензий, которые режиссер получил как на родине, так и в международной прессе.
Автор картины "Утомленные солнцем-2: Предстояние" – личность весьма незаурядная, на грани эгоцентризма. В прошлом году он ожесточенно боролся за власть в Союзе кинематографистов России и, в конце концов, выиграл эту схватку. Кроме того, он любит рассказать о своей близкой дружбе с российским премьер-министром Владимиром Путиным. И то, и другое помогло ему выдержать удары как со стороны раздраженных коллег по цеху, так и со стороны средств массовой информации, близких к либеральной оппозиции. Трехчасовой фильм баловня судьбы Михалкова снимали в течение восьми лет, он стал самой дорогой в истории постсоветской России кинокартиной.
Расходы превысили 40 миллионов евро, а относительно низкие сборы сразу после состоявшегося 22 апреля премьерного показа вызвали целый шквал критики. В первые выходные фильм был самым кассовым в России, однако уже неделю спустя его обошел "Железный человек-2" - история выдуманных супергероев.
Совсем другое дело "Утомленные солнцем-2". Действие начинается в одном из советских исправительно-трудовых лагерей. Один из заключенных, которого играет сам Михалков, бежит и оказывается на фронте, где копает окопы, чтобы остановить натиск немецких танковых частей. Когда немецкие танки проезжают по окопам, в которых находятся неопытные и плохо вооруженные советские солдаты, лейтенант, командующий батальоном, критикует Сталина, придерживая рукой выпавшие кишки.
В последние годы эпоха Сталина стала предметом ожесточенных споров. И коммунисты, и либералы обвиняют правящий политический класс в эксплуатации образа Сталина путем возвеличивания его фигуры.
Некоторые критики обвиняют Михалкова в том, что в своей картине он воплотил идеи эры Путина. Вот что пишет в оппозиционной Новой Газете писатель и журналист Дмитрий Быков: «Кинематографический стиль позднего Михалкова — предельно адекватное эстетическое выражение эпохи Путина, когда полемика тоже бессмысленна». Французская газета Le Monde даже назвала картину «гимном Сталину».
Но та же самая критика обвиняла Путина в том, что он стоит за попытками обелить "вождя народов". Но чего Михалков и не делает, так это не поет дифирамбы Сталину. Скорее наоборот, в "Утомленных солнцем-2" он предстает в образе старого и циничного тирана, где-то даже смешного, если судить по воспоминаниям Котова, получающего удовольствие от того, что наводит ужас на окружающих. Если это и не прямое развенчание сталинизма, то Михалков по крайней мере решается поставить этот вопрос. Кинематографист утверждает, что хотел создать сбалансированную картину. Котову, когда он еще находится в лагере, снится, что он вдавливает лицо Сталина в шоколадный торт.
Другие критические замечания, менее спорные, направлены на качество произведения и на жанр непоследовательного трехчасового повествования. «Это великое кино – сказала Ксения Ларина в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" - стало самым крупным обманом за всю историю российского кинематографа». Кинокритик Михаил Трофименков считает, что Михалков "разбазарил свой талант".
Фильм, вызвавший столь яростные споры, является продолжением снятых 15 лет назад «Утомленных солнцем», которые принесли Михалкову международное признание. В 1994 году эта картина получила Оскара и в том же году была удостоена наград и похвал на Каннском фестивале. По мнению некоторых специалистов, прославленный кинорежиссер является объектом нападок, направленных на другое лицо. «Они бьют по Михалкову, потому что не могут ударить выше», - пишет в журнале «Фома» кинокритик Елена Ямпольская. Некоторые уверены, что шум, поднятый вокруг картины, обязательно увеличит ее кассовые сборы, которые компенсируют все доставленные неприятности.