В России решили сжечь все мосты и с помощью резкого повышения цен, пламенных высказываний и шокирующей рекламы покончить с общенациональной любовью к водке, из-за которой, как считается, умирает по пятьсот тысяч человек ежегодно, преимущественно мужчины.
По государственному телевидению круглые сутки показывают жуткие видеоролики, в страшных подробностях демонстрирующие вред пьянства. Зрители видят, как глоток спиртного напитка стекает по глотке мужчины (преждевременную смерть алкоголь вызывает преимущественно у мужчин), а затем проникает в его сердце, лёгкие, мозг и печень, вызывая взрывы, подобные разрывам снарядов.
Дальше в ролике рассказывается, что государство намерено в ближайшие три года удвоить цены на водку, повысив их до двухсот рублей (4 фунта 30 пенсов), — а ведь уже введены правила, устанавливающие минимальную цену, что резко подняло стоимость каждой бутылки.
Из Кремля распространяется аура трезвости: так, на прошлой неделе в Санкт-Петербурге при большом внимании общественности проходил экономический форум — ответ России на форум в Давосе — и там крепкие спиртные напитки были под запретом.
Очередное наступление возглавил президент Дмитрий Медведев, неоднократно предупреждавший о «национальном бедствии», которое водка причиняет стране со снижающимся населением и низкой средней продолжительностью жизни (для мужчин — едва больше шестидесяти лет). Прошлым летом официальная правозащитная организация России — Общественная палата — опубликовала данные, согласно которым алкогольная продукция убивает пятьсот тысяч человек ежегодно.
Но политикам придётся выдержать очень тяжёлый бой. Согласно проведённому независимым агентством РОМИР исследованию, 55 процентов россиян покупают по меньшей мере одну бутылку водки ежемесячно, а сорок процентов опрошенных мужчин пьют спиртное по меньшей мере дважды или трижды в месяц. Среди возрастных групп самыми пьющими оказались люди в возрасте от сорока шести до пятидесяти пяти лет, а 15 процентов пьют водку по меньшей мере раз в неделю.
«Водка — это не предмет необходимости, она не должна стоить дёшево», — сказал на прошлой неделе заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Зачастую россияне, которым не хватает денег, пьют очень крепкий, а иногда и смертоносный самогон.
Прежние кампании борьбы с водкой не приносили успеха. Михаил Горбачёв проводил антиалкогольную кампанию, но это сильно снизило его популярности. До президентских выборов остался всего год, так что российские лидеры, скорее всего, учтут его опыт.
Пока неясно, кто выставит на них свою кандидатуру — премьер-министр Владимир Путин или Медведев. Но, по данным ведущей деловой газеты «Ведомости», водка «Путинка» намного популярней, чем водка конкурирующей марки «Медведефф».