Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские новые, сокровища старые

© РИА Новости / Перейти в фотобанкXXIV Российский антикварный салон в Центральном доме художника
XXIV Российский антикварный салон в Центральном доме художника
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередной Российский антикварный салон начинает свою работу в Москве. Рынок антиквариата в России растет и становится все более законным, поэтому на российский рынок приходят британские торговцы антиквариатом - стремящиеся к роскоши русские и старину предпочитают западную.

Богатство резиденции британского посла в Москве, расположенного прямо через реку от Кремля, разительно контрастирует с холодными, пронизанными ветром улицами города с его замедленным движением транспорта, пробирающегося между сугробами грязного снега. Во внушительном особняке, построенном торговцем сахаром в 1890-х годах, некогда располагались сказочные коллекции русского и европейского искусства, которые после революции 1917 года были экспроприированы государством вместе с 90% других произведений искусства и антиквариата.

 

На прошлой неделе дом Дамы Энн Прингл (Dame Anne Pringle) снова стал декорацией для уникальной коллекции искусства и антиквариата, привезенной в Москву британской ассоциацией искусствоведов и антикваров, известной как Lapada.

 

Значение европейского антиквариата в диапазоне нижнего и среднего уровня снижается в течение нескольких лет. Однако, на самом верху рынка история совершенно иная. Ценовой рекорд для английской мебели был побит пять раз за последние три года – в последний раз в декабре прошлого года, когда комод Chippendale 1765 года был продан на Sotheby's за 3,8 миллиона фунтов стерлингов.

 

Отсюда и инициатива Lapada. Двенадцать отважных британских антикваров со своими ценными экспонатами, доставленными перед ними, прибыли в Москву с целью налаживания контактов на вновь обретшем доверие и потенциально прибыльном рынке России.

 

Впечатляющая мебель, фарфор и картины с ценами, в основном, исчисляющимися шестью цифрами, сверкали на фоне панелей стен резиденции посла – в том числе майсенская ваза и французский стол (оба датируемые примерно 1880 годом). Около 300 ключевых игроков мира искусства Москвы, невзирая на пресловутые городские пробки, пришли на прием, оторвав себя от «золотой» вечерней торговой сессии (с 5 до 8 вечера), когда они играют на рынках запада, чтобы увидеть, что привезли показать британцы.

 

Не было заключено ни одной сделки, да этого и не предполагалось: событие стало «краеугольным камнем, первым шагом пятилетнего процесса», по словам главного исполнительного директора Lapada Сары Перси-Дэвис (Sarah Percy-Davis). «Основной целью является дать представление нашим членам о рынке, а также поощрение бизнеса с дилерами Великобритании и демонстрация качества антиквариата, который мы предлагаем».

 

Робин Дафи (Robin Duthy), исследователь рынка искусства, выступил с презентацией о мировом рынке искусства и антиквариата, оцениваемом в 65 миллиардов долларов, и его инвестиционном потенциале. Русский рынок растет быстро: ярмарки произведений искусства и антиквариата мирового класса проходят два раза в год в Москве и Санкт-Петербурге, весной и осенью, а очередной Российский антикварный салон, AS30, начинает свою работу в Москве в субботу.

 

Интернет-торговля тоже процветает, он-лайн аукционы организует московская галерея «Элизиум» под эгидой artinvestment.ru. Они провели два успешных аукциона в последние шесть месяцев.

 

Российский рынок в течение последних пяти лет также стал более регулируемым, была создана Международная конфедерация искусства и антиквариата России и СНГ, ее главный исполнительный директор Василий Бычков занимается привлечением в ее ряды новых членов. Сейчас их 50, по сравнению с тремя сотнями в Lapada, но лондонский арт-дилер Джеймс Баттервик (James Butterwick), который имеет дело с миром искусства в России на протяжении 30 лет, говорит: «Конфедерация, к которой я принадлежу, была создана, чтобы избежать продажи подделок. У российских дилеров есть потрясающие экспонаты, они уже невероятно искушенные в своем деле и занимаются поиском предметов высокого качества».

 

Один из участников выставки Lapada Эдвард Коллинз (Edward Reily Collins) из Hallidays Fine Antiques, который делает бизнес в России последние 10 лет, сказал: «Русские покупатели любят наше наследие и традиции, но в первую очередь они хотят за деньги приобретать настоящие произведения. Мне сказали два разных русских клиента: они считают 80% предметов [в России] копией или подделкой, так что они бы предпочли покупать в Лондоне, но им понравилось, что мы пришли к ним».

 

Баттервик говорит: «Русское искусство - это страшное минное поле, но сказать, что большинство является поддельным, просто не соответствует действительности. Некоторые люди недобросовестные, но именно поэтому существует новая конфедерация».

 

Декоратор интерьера Наталья Леготина, проводник Lapada в мире искусства и дизайна Москвы, говорит мне: русские любят «демонстрировать свое богатство» и покупают самые дорогие ювелирные изделия, часы и автомобили. Она видит, что у возникающего рынка высокого класса «большой потенциал». «Русские много путешествуют, видят много, изучают рынки и инвестиции, и Великобритания - страна, известная своим качественным антиквариатом. Если рынок пойдет вверх, стремление к торговле между нашими двумя странами будет расти».

 

Ее брат Дмитрий, управляющий директор Kollection, говорит: «Русские предпочитают вкладывать средства в уникальные предметы музейного качества. Это новая тенденция со времени кризиса Lehman Brothers 2008 года – это движение к большему профессионализму, и есть возросший интерес к нерусскому искусству».

 

Он говорит, что частные покупатели ищут мебель и картины начала 17 и 18 веков, в то время как музейные приобретатели в настоящее время ищут восточное искусство – китайское, японское и арабское. В московском Центре изобразительных искусств на Волхонке менеджер сказал мне, что они специализируются на изящной мебели, предметах арт-деко и модерна, стекле и фонарях Lalique, итальянской живописи и мебели 18 – 19 веков.

 

На протяжении большей части советского периода торговля предметами искусства и антиквариата была незаконной, но велась нелегально, и попадалось много подделок. В 2004 году был принят закон, требующий от дилеров получения лицензии. Но торговля по-прежнему ведется как на «Диком Западе». Налоговые законы очень сложные, импорт антиквариата облагается по меньшей мере 30% пошлиной. Но все более громко и отчетливо звучит мнение дилеров и коллекционеров, что это одно из самых захватывающих десятилетий на российском антикварном рынке.