Каково было для поколения советских школьников входить в новый великолепный постсоветский мир? Режиссер Робин Хессман (Robin Hessman), которая в 1990-е годы была московской студенткой, изучавшей профессию кинематографиста, а позже стала продюсером российской «Улицы Сезам», пять лет записывала жизнь пяти московских одноклассников из последнего поколения железного занавеса: как они прошли через гласность и перестройку и пришли к разной степени разочарования – в новой жизни.
В некоторых отношениях, особенно как она использует материалы домашних видеосъемок и кадры кинохроники того периода, ее документальный фильм «Моя перестройка» составляет пару сериалу «Up» Майкла Эптеда (Michael Apted).
Мать-одиночка Ольга работает в компании по прокату бильярдных столов; Руслан, некогда икона панк-рока, сыт по горло коммерциализацией музыкального бизнеса и теперь играет за мелочь в подземном переходе; Андрей, все еще считающий себя противником истеблишмента, руководит сетью дорогих магазинов мужской одежды.
Возможно, самой очаровательной из всех является супружеская пара – Боря и Люба, учителя истории средней школы. Они должны были вычеркнуть годы учебной подготовки, обнаружив, что в новых учебниках истории эпохи Путина-Медведева в очередной раз изъяты «плохие вещи». (Существует поговорка, что в России если что и непредсказуемо, так это прошлое).
Открытость этих людей зачастую поражает – и это знак надежды. Люба говорит, что Сталину может больше не поклоняются в России, но Ленин, которого до сих пор почитают, «был точно таким же людоедом».
Боря говорит, что как бы не подвергалась ревизии история в ее текущих хрониках, его маленький сын является частью поколения, которое может обойти все системы ограничений. «Благодаря Интернету, - говорит Боря, - невозможно иметь монополию на информацию».