Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Агент обмана

Нефть, олигархи и роскошь picture
Нефть, олигархи и роскошь picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый класс власти супер-богатых русских представляет благодатную почву для романистов: олигарх пришел на смену шпиону холодной войны из того жанра, который издатели называют «международным шпионским триллером». Художественная литература может также пролить свет на деятельность, которая в реальной жизни находится под защитой комбинации из адвокатов, оружия и денег.

 

Во времена холодной войны бароны русской власти выглядели таинственными и угрожающими персонажами, укрывшимися за стенами Кремля. Никита Хрущев ошарашил западных наблюдателей, когда постучал своим ботинком по трибуне ООН. Просочились истории о любви Леонида Брежнева к гоночным спортивным автомобилям. Но в основном, советские лидеры были сумрачными, серыми государственными фигурами, которых видели редко.

 

Сегодня влиятельных – и очень богатых – русских встретишь на Западе повсюду. Они поддерживают рынок недвижимости на фешенебельных улицах Лондона, мириады их яхт роятся у причалов в Марбелье и Монако, и их компании регистрируют акции на наших биржах.

 

Но такая близость ничуть не развеяла ореола таинственности и угрозы, которая окружает некоторых персонажей новой русской элиты. Они могут не представлять апокалиптической угрозы как старые советские политические воротилы, но мрачный, запутанный и зачастую жестокий мир российской власти и бизнеса делает их неудобными партнерами.

 

Запад, по большей части, с радостью принимает их деньги, не слишком задаваясь вопросами об их происхождении. Нанятые адвокаты и PR-фирмы дадут отпор любому, у кого они возникнут, а длинный список убитых российских журналистов послужит холодным душем, как предупреждение для тех, кто настроен добиваться ответов.

 

Этот новый класс власти супер-богатых русских, однако, представляет благодатную почву для романистов: олигарх пришел на смену шпиону холодной войны из того жанра, который издатели называют «международным шпионским триллером». Художественная литература может также пролить свет на деятельность, которая в реальной жизни находится под защитой комбинации из адвокатов, оружия и денег, повторяя слова покойного Уоррена Зивона (Warren Zevon).

 

Это, безусловно, создает динамичную атмосферу для «Агента Обмана» (An Agent of Deceit), первого романа Криса Моргана Джонса (Chris Morgan Jones). Морган Джонс потратил десятилетие, работая на Kroll, частное сыскное агентство, где среди его клиентов, по-видимому, были и русские олигархи.

 

Его книга рассказывает о попытке агента фирмы, аналога Kroll, разоблачить и низвергнуть Константина Малина, коррумпированного высокопоставленного московского чиновника, который создал личное состояние, снимая сливки с доходов от продажи нефти и отмывая деньги через сеть международных компаний и фондов.

 

Агент Бен Уэбстер (Ben Webster) нанят за умопомрачительную сумму теневым греческим бизнесменом, которому Малин перешел дорогу в бизнесе. У Вебстера была собственная задача: в прошлой жизни в качестве иностранного корреспондента в России он стал свидетелем убийства русской коллеги, которая задавала слишком много вопросов. Он подозревает, что Малин в этом замешан, и хочет возмездия.

 

Достать Малина можно через его приспешника Ричарда Локка (Richard Lock), англо-голландца средних лет, который управляет всеми международными подставными компаниями Малина. Локк уязвим, потому что он устал от своей жизни во лжи и хочет уйти.

 

Морган Джонс строит рассказ хорошо, направляя действие от России на юг Франции, к Лондону и кульминации в Берлине. Есть несколько ярких персонажей, в частности, подруга Локка Оксана, которая хладнокровно покидает его в тот момент, когда понимает, что он отработанный товар. Но два по настоящему разработанных характера – это Локк и Вебстер, оба чужаки в мире русской интриги. Малин на протяжении почти всей книги находится за кулисами сцены и в значительной степени фигура одномерная. Он описывается «большим, мощным, как отставной русский борец». Он «казалось, никогда не мигал, но и не смотрел в упор». Только в самом конце книги мы начинаем слышать его голос или понимать сложность натуры за бандитским образом, но к тому времени уже слишком поздно.

 

Выбрав такую тему, Морган Джонс почти неизбежно приглашает к сравнению с Джоном Ле Карре (John le Carré). На самом деле, его издатели трубят об этом в своей рекламе, но это палка о двух концах для начинающего писателя. И действительно есть сходство, так как в последнем романе Ле Карре Our Kind of Traitor материал очень похожий: международная сеть по отмыванию денег, ее русский руководитель ссорится с хозяевами в Москве и пытается бежать за границу. Ле Карре ставит красочный образ Димы, потенциального перебежчика, в центр своего повествования и создает убедительную картину позолоченной, но отравленной жизни мрачного «минигарха» и его семьи. Роману An Agent of Deceit, однако, не хватает этого измерения, и оттого он слабее.

 

Но Морган Джонс выстраивает увлекательное повествование, которое, в частности, через образ Локка ставит перед дилеммой взаимодействия Запада с сомнительными личностями и компаниями - и не только из бывшего Советского Союза. Это проблема, которую многие учреждения пытаются разрешить в последнее время в таких местах, как Ливия. Мы узнаем, что за 15 лет Локк создал очень сложную, глобальную финансовую структуру, которая ворочает миллиардами. Но когда он приходит к решению предать своего хозяина, он понимает, что закрыв глаза на истинный источник средств, от которых он сам разбогател, он теперь не может найти «убийственных» свидетельств на своего босса и при этом он не знает, как далеко простирается влияние Малина.

 

An Agent of Deceit является достойным вкладом в длинную череду шпионских историй и напоминанием о том, как мало мы еще знаем о богатстве и власти в России, несмотря на кажущуюся публичность олигархов 21-го века.

 

An Agent of Deceit, Chris Morgan Jones, изд. Mantle, 352 стр.