Новосибирск – Неправильный рецепт, смехотворный диагноз, плохо оснащенная скорая помощь, больницы, не принимавшие мальчика, врач, который не позволил ей пройти к сыну даже после его смерти. Отношение к 11-месячному Максиму и то, как он скончался, заставили его мать Дарью Макарову попытаться что-то сделать против некомпетентности и бессердечности российской системы здравоохранения, заставив ее начать целую кампанию. В стране с миллионами подобных несчастных историй ее голос вызвал резонанс.
Тысячи людей приходили на ее акции протеста, подписывали письма, обращения или присоединялись к форумам в интернете. С момента смерти Максима в ноябре она уже сумела собрать достаточно средств для открытия детской клиники, в которой будет отделение скорой помощи, в своем родном районе. Она застыдила городские власти, и те купили три новых машины скорой помощи с современным оборудованием. Она основала благотворительную организацию «Здравоохранение – детям» с национальными амбициями.
Политики сделали на нее ставку. Павел Астахов, занимающий должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребёнка, приехал к ней из Москвы и назначил ее своим советником на добровольных началах, что позволит ей иметь более широкий круг доступа. Даже чиновники из Министерства здравоохранения, традиционно равнодушные и изворотливые, начали обращать на нее внимание.
Макаровой только что исполнилось 29 лет, и она намерена встряхнуть систему извне, начиная снизу. И это сильно различается с традициями в этой стране, где идея гражданского общества встречает крайне прохладную реакцию, и где активистов чаще избивают, чем выслушивают. Но она -представитель нового поколения страстных россиян, которые принялись за все сферы жизни, начиная от коррупции и заканчивая охраной окружающей среды, которые также отрицают пассивность старшего поколения.
По словам Дарьи Макаровой тысячи россиян собрались вместе и сказали «хватит, пора что-то делать». Она надеется, что движение сможет набрать нескольких миллионов сторонников. «Люди очень устали. Устали ото всего».
Больше всего россияне устали от незначительного бюджета на здравоохранение (около 500 долларов на человека в год) и от коррупции, которая полностью захватила властные структуры. Ведется черная бухгалтерия, стоимость оборудования подозрительно высокая, а зарплаты мизерны. Согласно новому исследованию по заказу правительства, здравоохранение является самой коррумпированной структурой в стране.
Несмотря на то, что здравоохранение должно быть бесплатным, измученные врачи требуют оплачивать услуги в конвертах. Больницы стараются избегать тяжелых случаев, какой был у Максима. У них нет никакого смысла поступать по-другому.
10 ноября, когда Макарова не смогла разбудить сына, у нее было мало вариантов. Педиатрическая клиника в ее районе была переделана в платную взрослую клинику. Ближайшие больницы его бы не приняли. Скорая помощь, проехавшая к ним 36 километров, была на дежурстве, без свидетельства о техосмотре и не была оснащена оборудованием для работы с маленькими детьми. Его приняли в больнице, здание которой было построено в 1913 году и разваливалось на глазах. Два дня спустя он умер.
«Я ненавижу эту страну», - сказала мать Макаровой и эмигрировала в Великобританию.
Движение среднего класса
У Макаровой другой замысел. Она проживает в Академгородке, научном городке на берегу реки Обь. У нее степень в геологии и маркетинге, она работала на высокооплачиваемой работе в IT-компании. Она и ее муж живут в квартире стоимостью в 300 тысяч долларов. Она использует интернет для того, чтобы поведать свою историю, и представители среднего класса по всей России - те, которые больше всего страдают от грубости, непрофессионализма и распада системы здравоохранения, ответили на ее призыв, поверили в ее историю. «Каждый раз, имея дело с российской медициной, остается некий осадок», - считает Татьяна Антонова, дерматолог, которая перестала работать из-за отвращения к системе и теперь является одним из главных соратников Макаровой.
Прежде аполитичные люди примкнули к ее движению. Ива Аврорина, работающая в рекламе, снимает Макаровой видеосюжеты, для нее главное - участие в проекте. «Движение сильно изменило мое восприятие мира», - призналась Ива. «Ты даешь жизни направление, преодолеваешь препятствия, а потом что-то случается, и ты встречаешь этих замечательных людей».
Перед смертью у Максима иногда случались трудности с дыханием. Один врач посчитал, что причиной тому является рост зубов. Другой выписал ему лекарство, которое, как потом выяснила Макарова, нельзя давать младенцам. Лекарство было смертельно опасным для него.
В октябре она начала оформлять на мальчика паспорт, так как планировала вывести его в Германию на лечение. Когда паспорт прислали, мальчика уже не было в живых.
«Когда его не стало, я поняла, что могла бы сделать большее для своего малыша», - призналась она. «Поэтому теперь я этим занимаюсь, и могу помогать другим малышам. Но дети все равно продолжают умирать».
Макарова начала свою кампанию в момент запуска российской государственной программы по модернизации здравоохранения. Она неоднократно заявляла, что ее организация постарается проследить за тем, чтобы деньги тратились на запланированные проекты, хотя другие опасаются, что это дает возможность для еще большей коррупции.
«Наша цель – контролировать систему и указывать на огрехи», - заключила Макарова. «Где деньги? Где наши деньги?»
Общественное мнение на ее стороне, а ее кампания уже заставила некоторых местных чиновников направить средства на модернизацию в детские больницы. «У нее все качества лидера», - считает Андрей Андрейченко, член городского совета. «Она настойчива. Она уверена в себе. Она сильна».
Недавно она договорилась с театральными труппами проводить театральные представления в восьми больницах в городке. В больнице, где скончался Максим, члены «Молодой Гвардии», прокремлевской молодежной организации, появились на церемонии без приглашения. Макарову это не сильно расстроило. Для нее это свидетельство успеха.
Каждый телеканал присутствовал на событии, а местная газета вышла с репортажем на первой полосе.
Для Владимира Беспалова это только начало. Беспалов работает главным врачом в маленькой больнице в городе Кольцово, который получил пользу от действий Макаровой. «Она смогла привлечь внимание и заставила правительство раскошелиться на детей. Это движение невозможно остановить, потому что оно от души».