Чтобы спуститься из квартиры на улицу, Лилиане Федоровой приходится преодолеть десять узких лестничных пролетов. Задним ходом. На инвалидном кресле. Далее ей нужно справиться с бордюром тротуара с одной стороны улицы, а потом и с другой. Она уже три раза падала и однажды так сильно ударилась головой о мостовую, что ее пришлось госпитализировать.
Перед инвалидами каждый день встает множество проблем, как в плане трудоустройства, так и в сфере жилья или медицинских услуг. Им приходится иметь дело с открытой дискриминацией и всеобщим безразличием. Однако главное препятствие – это трудности с перемещением по городу. Стремление России быть принятой на международной арене вылилось в принятие мер, которые в теории должны решить эти проблемы. Крупные торговые центры теперь оборудованы так, чтобы облегчить жизнь инвалидам, а интернет позволил им выбраться из изоляции.
Тем не менее, прогресс в этом вопросе идет с не меньшими трудностями, чем те, которые испытывает Лилиана Федорова при спуске на улицу. «В России инвалиды за редкими исключениями оказываются за бортом жизни, - говорит она. - Если бы государство могло создать гетто и отправить туда всех инвалидов как во времена Сталина, оно бы так и поступило. Но раз уж мы хотим, чтобы нас считали цивилизованной страной, то приходится сдерживаться». Лилиана потеряла чувствительность ног из-за несчастного случая во время операции. «Я пришла в больницу на каблуках, а вернулась обратно в инвалидном кресле», - рассказывает она. Год спустя муж ее бросил. Отчаяние уступило место гневу: «Я сказала себе: я буду жить!»
Лилиана Федорова входит в число 13 миллионов российских инвалидов. По данным правительства, 40% из них, или 5 миллионов человек, трудоспособны. Тем не менее, найти работу удалось едва ли миллиону человек, несмотря на закон, который обязывает предприятия, чей штат превышает 100 человек, выделять 5% рабочих мест для инвалидов.
Сейчас Лилиана хочет посвятить жизнь борьбе за принятие законов, которые облегчат жизнь инвалидам: «В России множество таких, как я!»