Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из Москвы во Владивосток: вековая глушь

Знаменитый отрезок дороги, который открыл в прошлом году Владимир Путин, находится в прекрасном состоянии, но, как ни парадоксально, машин на ней очень мало

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПремьер-министр РФ Владимир Путин отправился в поездку по новой трассе Чита – Хабаровск на машине "Лада Калина"
Премьер-министр РФ Владимир Путин отправился в поездку по новой трассе Чита – Хабаровск на машине Лада Калина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще ни разу со времени отъезда из Москвы нам не попадалась такая прекрасная дорога. Два с половиной часа из Читы в Шимановск мы едем по великолепной и пустой магистрали. Проект этой трассы продиктован желанием России выжить перед лицом Китая? Инициатива стала проявлением стремления Кремля активизировать жизнь в наиболее изолированных регионах на своих восточных окраинах России.

Продолжение рассказа французских журналистов об их поездке автостопом из Москвы во Владивосток через всю Россию.

 

Перед нами самый ожидаемый момент во всей поездке. Мы выезжаем из Читы и попадаем на знаменитый отрезок шоссе, который открыл в прошлом году премьер-министр Владимира Путин. На тот самый участок, благодаря которому, по его словам, сегодня можно пересечь всю Россию по асфальтированной дороге. И который по сути и стал причиной всего нашего путешествия. На что он похож? На королевскую дорогу, как показали по телевидению? На слегка улучшенную магистраль?  

Первые повороты и полосы разметки находятся в плачевном состоянии. Асфальт, конечно на месте, но его покрывает множество трещин и рытвин, что не предвещает ничего хорошего. Тем не менее, после часа в пути шоссе становится просто великолепным: перед нами гладкое покрытие шириной в три полосы. Более того, оно прекрасно оборудовано. Разметка, ограда, дорожные знаки – все в полном порядке. Мы защищены от падения в пропасть на малейшем склоне и знаем минута в минуту дистанцию, которая отделяет нас от пункта назначения, города Хабаровск (более 2000 километров).   

Первую четверть пути мы преодолеваем за день на микроавтобусе. На следующий день, за неимением общественного транспорта, у нас не остается другого выбора, кроме как взять такси. Вообще, окружающая местность довольно пустынна, еще сильнее, чем великая сибирская равнина. Движение на дороге практически отсутствует как таковое. В некоторые моменты нам попадается лишь около десятка автомобилей в час. Мы никого не обгоняем, и никто не пытается оставить нас позади. Автобусов на шоссе нет, и лишь изредка попадаются грузовики. Встречается нам и несколько подержанных японских машин, которые явно следуют из Владивостока.

Как странно! Еще ни разу со времени отъезда из Москвы нам не попадалась такая прекрасная дорога. И хотя повсюду, где мы были, по отвратительным шоссе движутся целые колонны транспорта, два с половиной часа из Читы в Шимановск мы едем по настолько же великолепной, насколько пустой магистрали. Получается, этот проект отвечает не только интересам автомобилистов. Тогда чему? Стремлению Путина к славе? Желанию России выжить перед лицом Китая? Очень может быть. Без сомнения, эта инициатива стала проявлением стремления Кремля активизировать жизнь в наиболее изолированных регионах на своих восточных окраинах. Нечто подобное он пытался осуществить и в прошлом. 

Расположенная недалеко от Хабаровска Еврейская автономная область является ярким тому примером. Целью создания в 1934 году Сталиным этого региона было не только намерение дать землю советским евреям, но и укрепить влияние Москвы на этой слабозаселенной территории, на которую уже давно положил глаз Пекин.

В Еврейском культурном центре столицы области Биробиджана мы встречаем Альбину Варвенко, которая полностью поддерживает эту советскую инициативу. «Она спасла множество жизней, - напоминает она. - Если бы ее не было, тысячи людей, которые приехали в те времена из европейской части России, попали бы в плен и были убиты нацистами». 

С тех пор область во многом лишилась своей значимости, в первую очередь после создания государства Израиль и распада коммунистической системы. Тем не менее, для местной еврейской общины она остается местом активной общественной и культурной жизни, прежде всего благодаря деятельности культурного центра и подробнейших материалов в каждом выпуске еженедельной газеты «Биробиджанская звезда».  

Сколько евреев проживают сегодня в области? Альбина говорит, что не знает точной цифры. «У 5000-7000 человек есть право переехать в Израиль, потому что для этого достаточно, чтобы бабушка или дедушка были евреями, - объясняет она. - Но мне не известно, сколько осталось евреев в точном смысле этого слова, то есть тех, кто еврей по матери».

Действительно, после распада Советского Союза в 1991 году область потеряла часть населения, которая отправилась искать счастья за границей. Не хочет ли и сама Альбина уехать куда-нибудь, хотя бы в тот же Израиль? «Я как-то думала туда переехать, может быть, подумаю снова, - говорит она. - Но мне нравится этот уголок, пусть даже жить здесь бывает непросто. Но это моя родина. Место, где жили мои родители».