Продолжение рассказа французских журналистов об их поездке автостопом из Москвы во Владивосток через всю Россию.
Перед нами самый ожидаемый момент во всей поездке. Мы выезжаем из Читы и попадаем на знаменитый отрезок шоссе, который открыл в прошлом году премьер-министр Владимира Путин. На тот самый участок, благодаря которому, по его словам, сегодня можно пересечь всю Россию по асфальтированной дороге. И который по сути и стал причиной всего нашего путешествия. На что он похож? На королевскую дорогу, как показали по телевидению? На слегка улучшенную магистраль?
Первые повороты и полосы разметки находятся в плачевном состоянии. Асфальт, конечно на месте, но его покрывает множество трещин и рытвин, что не предвещает ничего хорошего. Тем не менее, после часа в пути шоссе становится просто великолепным: перед нами гладкое покрытие шириной в три полосы. Более того, оно прекрасно оборудовано. Разметка, ограда, дорожные знаки – все в полном порядке. Мы защищены от падения в пропасть на малейшем склоне и знаем минута в минуту дистанцию, которая отделяет нас от пункта назначения, города Хабаровск (более 2000 километров).
Первую четверть пути мы преодолеваем за день на микроавтобусе. На следующий день, за неимением общественного транспорта, у нас не остается другого выбора, кроме как взять такси. Вообще, окружающая местность довольно пустынна, еще сильнее, чем великая сибирская равнина. Движение на дороге практически отсутствует как таковое. В некоторые моменты нам попадается лишь около десятка автомобилей в час. Мы никого не обгоняем, и никто не пытается оставить нас позади. Автобусов на шоссе нет, и лишь изредка попадаются грузовики. Встречается нам и несколько подержанных японских машин, которые явно следуют из Владивостока.
Как странно! Еще ни разу со времени отъезда из Москвы нам не попадалась такая прекрасная дорога. И хотя повсюду, где мы были, по отвратительным шоссе движутся целые колонны транспорта, два с половиной часа из Читы в Шимановск мы едем по настолько же великолепной, насколько пустой магистрали. Получается, этот проект отвечает не только интересам автомобилистов. Тогда чему? Стремлению Путина к славе? Желанию России выжить перед лицом Китая? Очень может быть. Без сомнения, эта инициатива стала проявлением стремления Кремля активизировать жизнь в наиболее изолированных регионах на своих восточных окраинах. Нечто подобное он пытался осуществить и в прошлом.
Расположенная недалеко от Хабаровска Еврейская автономная область является ярким тому примером. Целью создания в 1934 году Сталиным этого региона было не только намерение дать землю советским евреям, но и укрепить влияние Москвы на этой слабозаселенной территории, на которую уже давно положил глаз Пекин.
В Еврейском культурном центре столицы области Биробиджана мы встречаем Альбину Варвенко, которая полностью поддерживает эту советскую инициативу. «Она спасла множество жизней, - напоминает она. - Если бы ее не было, тысячи людей, которые приехали в те времена из европейской части России, попали бы в плен и были убиты нацистами».
С тех пор область во многом лишилась своей значимости, в первую очередь после создания государства Израиль и распада коммунистической системы. Тем не менее, для местной еврейской общины она остается местом активной общественной и культурной жизни, прежде всего благодаря деятельности культурного центра и подробнейших материалов в каждом выпуске еженедельной газеты «Биробиджанская звезда».
Сколько евреев проживают сегодня в области? Альбина говорит, что не знает точной цифры. «У 5000-7000 человек есть право переехать в Израиль, потому что для этого достаточно, чтобы бабушка или дедушка были евреями, - объясняет она. - Но мне не известно, сколько осталось евреев в точном смысле этого слова, то есть тех, кто еврей по матери».
Действительно, после распада Советского Союза в 1991 году область потеряла часть населения, которая отправилась искать счастья за границей. Не хочет ли и сама Альбина уехать куда-нибудь, хотя бы в тот же Израиль? «Я как-то думала туда переехать, может быть, подумаю снова, - говорит она. - Но мне нравится этот уголок, пусть даже жить здесь бывает непросто. Но это моя родина. Место, где жили мои родители».