Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Москве разрушена центральная мечеть

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Более сотни лет московские мусульмане находили утешение в Соборной мечети, расписанной мятного цвета пастелью, пробуждающей воспоминания о дорогих сердцу старинных зданиях города, с золотым полумесяцем на макушке, возвещающим их национальную самобытность. Во вторник мечеть, построенная татарскими мусульманами, которые живут в России уже тысячу лет, превратилась в гору поломанных деревянных балок, раздробленного кирпича и осколков штукатурки.

Более сотни лет московские мусульмане находили утешение в Соборной мечети, расписанной мятного цвета пастелью, пробуждающей воспоминания о дорогих сердцу старинных зданиях города, с золотым полумесяцем на макушке, возвещающим их национальную самобытность.

Во вторник мечеть, построенная татарскими мусульманами, которые живут в России уже тысячу лет, превратилась в гору поломанных деревянных балок, раздробленного кирпича и осколков штукатурки.

Мечеть была разрушена в прошлые выходные, официальной причиной для сноса стал тот факт, что здание, построенное в 1904 году, находилось в очень ветхом состоянии, а сильные дожди сделали его настолько опасным, что его необходимо было снести, пока оно не обрушилось и не убило кого-нибудь. Однако коренным москвичам, мусульманам и немусульманам, эти доводы показались неубедительными, поскольку, по их мнению, это здание было историческим памятником, и его необходимо было сохранить любой ценой.

Муфтий Равиль Гайнутдин не стал проливать слезы. Гайнутдин возглавляет поддерживаемое правительством Духовное управление мусульман европейской части России, и в недавнем прошлом он жаловался на то, что мечеть неверно расположена по отношению к Мекке и что она не обладает никакой исторической ценностью.

Фарид Асадуллин, заведующий Отделом науки и связей Московского муфтията, заявил, что места религиозного поклонения сносят постоянно, заметив, что возведенный в Москве в 1883 году православный Храм Христа Спасителя был разрушен в 1931 году (при Сталине, который распорядился построить там бассейн) и вновь отстроен в 1990-е.

«Обновление мечетей – естественный процесс», - отметил он.

Официальные религиозные структуры не публиковали практически никакой информации вплоть до четверга, когда несколько московских мусульман и защитников мечети организовали пресс-конференцию, чтобы сообщить о своей потере. Они долго искали для нее место, и, в конце концов, пресс-конференция состоялась на верхнем этаже задания оказавшейся на обочине политической жизни партии «Яблоко» в присутствии в основном представителей СМИ религиозной и этнической направленности.

«Я не слишком верующий человек, - сказал Адиль Белаев, пожилой мужчина с белоснежными волосами, чьи родственники, по его словам, помогали строить эту мечеть. – Я не молюсь каждый день. Но это было святое место, и я это чувствовал».

Мечеть была возведена несмотря на царское неодобрение, пережила революцию и эпоху репрессий, как сказал мусульманин Мухаммат Миначев. «А теперь кто-то взял и разрушил наши воспоминания», - добавил он.

Гайяр Искандяров, инженер и председатель Фонда развития мусульманских народов, заявил, что эта мечеть была культурным центром для татар, помогавшим им сохранять свой язык и традиции, несмотря на то что они представляли собой национальное меньшинство в православной России. Как будто в доказательство его словам, на столах во время пресс-конференции стояла вода под названием «Святой Источник», произведенная в Костроме, одном из городов Золотого кольца России. А на церкви, расположенной через одно здание от мечети, возвышается крест с полумесяцем в своем основании, символизируя победу христианства над исламом.

«В этих стенах были наши молитвы», - сказал Искандяров.

Рядом с разрушенной мечетью строится новая. Угловой камень был заложен еще в 2005 году, но до завершения строительства еще далеко, поскольку вот уже несколько лет никаких работ там не производят. Сейчас, по словам чиновников, все разрешения у них на руках, и теперь строительство можно продолжить.

Среди журналистов в комнате ходили разговоры о том, что некий мусульманин с Кавказа пожертвовал огромную сумму денег на строительство новой мечети, и что снос старой ознаменовал собой передвижки во власти. Когда-то жизнь мусульманского сообщества определяли татары, сейчас их численно превзошли мусульмане с Кавказа и из Центральной Азии.

Мусульмане, присутствовавшие на пресс-конференции – татары, прожившие всю жизнь в Москве – высказались о том, что их нужно было поставить в известность о необходимости проведения ремонтных работ в мечети. Они могли бы предложить альтернативные варианты. Они могли бы принять участие в строительстве новой мечети.

«Это было бы слишком дорого, - прервал их Фарит Фаризов, председатель попечительского совета Совета муфтиев, присутствующий на встрече. - Откуда мы взяли бы деньги?»

Позже он заявил, что люди были поставлены в известность. «Возможно, мы не употребляли слово «снести», но о реконструкции речь шла, - сказал он. - Я юрист. Я не могу решать, сносить мечеть или реконструировать. Об этом разговаривайте с архитектором».

Он заявил, что строительство новой мечети будет закончено примерно в течение года, а старую мечеть восстановят как ее часть. По его словам, фрески старой мечети сохранены.

«Не беспокойтесь, - сказал он. - Все будет хорошо».

Когда он произносил эти слова, огромный желтый экскаватор сгребал обломки разрушенной мечети и сбрасывал их в кузов красного самосвала.