Москва—Штурман пассажирского самолета, разбившегося в июне, на приземлении в вечернем тумане, был пьян, заявили в понедельник следователи в отчете. Также причинами трагедии, унесшей жизни 47 человек, называются ошибка пилота, неточный прогноз погоды и неподходящее оборудование в аэропорту.
Российский Межгосударственный авиационный комитет не обнаружил никаких технических неисправностей у разбившегося ТУ-134 из стареющего российского авиапарка, который теперь, после этой аварии, должен быть целиком «списан в отставку» по распоряжению президента Дмитрия Медведева. Вместо технических неисправностей в отчете приводится информация о миллионе человеческих ошибок, ставших типичными в череде авиакатастроф, которые подчеркнули плачевную статистику безопасности российских воздушных перевозок.
Связаться с официальными представителями авиакомпании «РусЭйр» для получения комментариев не удалось.
Штурман прошел предполетную проверку, которая показала одинаковые показатели пульса у всех членов экипажа – похоже, эти данные были фальсифицированы, говорят следователи. С их слов, его анализ крови показывал содержание алкоголя на уровне 0,081%, что характеризует степень алкогольного опьянения, при которой человек склонен менее критически оценивать свои действия. Вождение автомобиля в таком состоянии противозаконно и в России, и в Соединенных Штатах.
Оборудование в крохотном аэропорту Петрозаводска, расположенного рядом с финской границей, устарело. По словам следователей, вместо автоматизированной системы, которая должна присутствовать во всех российских аэропортах с 1992 года, видимость измеряли лишь с помощью девяти сигнальных знаков, и лишь два из них были освещены. Когда самолет начал заходить на посадку, с аэродрома доложили о хорошей видимости (160 м) под слоем облаков в районе взлетно-посадочной полосы.
А на самом деле, говорится в отчете, туман держался почти самой земли – в тридцати метрах от поверхности аэродрома.
В то время как самолет вслепую заходил на посадку, значится там же, штурман стал «проявлял повышенную активность», управляя действиями пилота, и в какой-то момент сказал пилоту: «Быстрее поворачивай, давай! Я тебя нормально посажу».
У 45-летнего пилота были причины слушать штурмана, даже несмотря на его нетрезвое состояние, говорят следователи. Штурман был на пять лет старше пилота, с 25-летним стажем полетов и более чем 13 тысячами часов общего налета на самолетах модели ТУ-134. Карьера самого пилота была не без огрехов – один раз он уже увольнялся из авиакомпании, предпочтя такой шаг насильному переводу с понижением в должности за нарушение правил безопасности, отмечают следователи.
В 110 метрах над землей штурман должен был сообщить пилоту, что требуется принять решение о заходе на посадку или на второй круг. В отчете говорится, что такого предупреждения озвучено не было, и что весь экипаж проявил «отсутствие дисциплины и излишнюю самоуверенность».
К тому моменту, как сработали бортовые сигналы тревоги, на высоте 60 метров над землей, сильно накрениваясь, самолет находился в 270 метрах правее посадочной полосы. Спустя восемь секунд он «пропахал» верхушки деревьев, упал на шоссе, перевернулся и загорелся.
Среди погибших пассажиров был один гражданин Швеции, один голландец и двое украинцев. Выжило четверо пассажиров и одна стюардесса.
Спустя несколько дней Медведев распорядился, чтобы к следующему году из российского авиапарка были списаны последние оставшиеся 51 ТУ-134. Когда-то эта модель была основной в советской авиации: этот тесный, шумный самолет, годный только для коротких перелетов, был снят с производства 27 лет назад. «Аэрофлот», лидирующая российская авиакомпания, не использует эту модель с 2006 года. Лицензия на полеты авиакомпании «РусЭйр» отозвана на три месяца.
По словам экспертов, причиной грустной ситуации в вопросе безопасности полетов в России является, в основном, не состояние старых самолетов, а целый комплекс других проблем, включающий ненадлежащее качество подготовки аэродромов, слабый контроль со стороны правительства, коррупцию и повсеместную практику закрывания глаз на нарушения в погоне за прибылью.
Борис Рыбак, российский авиационный эксперт, отметил, что отчет о катастрофе, опубликованный в понедельник, подчеркнул недостаток «культуры безопасности», царящий в более мелких российских авиакомпаниях, таких как «РусЭйр». «Все какие нужно правила уже есть, – говорит он, – Нужно направлять больше усилий на инспекции и больше сил на поддержание существующих стандартов. Тут дело в исполнении».
В июле и августе восемнадцать человек погибло при крушении маленьких Ан-12. В этом месяце Медведев отдал распоряжение правительству закрыть ненадежные авиакомпании и повысить штрафы за нарушения в области безопасности.
Эти распоряжения последовали за авиакатастрофой, которая произошла 7 сентября – разбился ЯК-42, катастрофа унесла жизни 37 игроков, тренеров и представителей администрации ведущей российской хоккейной команды, не считая семерых из восьми членов экипажа. Следователи не нашли никаких указаний на технические неисправности, а причину крушения еще предстоит определить.