Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Танцор Американского театра балета Дэвид Холберг будет делить свое время между престижным Большим театром в Москве и АТБ в Нью-Йорке. Он объясняет свое решение «глобализацией балета».

Москва – На премьере проекта «Короли танца», шоу, представляющим лучших танцоров со всего мира, прошедшей в Музыкальном театре имени Станиславского на прошлой неделе, представителем легендарного Большого театра стал уроженец Южной Дакоты Дэвид Холберг. Американец в Большом? Еще несколько месяцев назад это было невозможно себе представить.

Но Большой театр решился на такой шаг, и 21 сентября случилось то, что некоторые окрестили как дезертирством наоборот, ссылаясь на те времена, когда заслуженные танцоры, включая Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова, покидали Советский союз ради работы в театрах на западе.

«Многое придется выдержать, давление на меня сейчас очень серьезное, ответственность огромна, - сказал Холберг в перерыве между репетициями в Большом. - Я всегда с уважением смотрел на людей, которые были частью истории Большого театра – [Владимира] Васильева, [Юрия] Григоровича и этот список можно бесконечно продолжать – и сама мысль о том, что я могу стать ее частью, была совершенно непостижимой для меня. Это потрясающе».

Холберг, родившийся в Рапид-сити 29 лет назад, стал первым членом труппы американского происхождения за всю 235-летнюю историю театра после шести лет солирования в Американском театре балета, в котором он исполнял главные роли Прекрасного принца, Ромео и принца Зигфрида.  

«Когда я впервые увидел Дэвида на сцене, я был просто потрясен, потому что я увидел настоящего принца, идеально подходившего для наших классических постановок, - сказал Анатолий Иксанов, директор Большого театра. - Тогда я сказал себе: этот артист должен танцевать в Большом!».

По словам Иксанова, гонорары Холберга по контракту, сумма которых не разглашается, не превышают размеры гонораров других солистов и прим Большого театра.

«Я хотел тщательно обдумать это предложение, поскольку, если я посвящу себя ему, то я собираюсь сделать это с полной отдачей, - сказал Холберг, добавив, что он советовался с бывшим художественным руководителем Большого театра Алексеем Ратманским, ныне артистом АТБ, проживающим в Штатах, .- Алексей сказал, что это великий исторический момент, великолепная возможность и переломный момент в истории Большого театра».

Впервые в постановке Большого Холберг появится в паре с Наталией Осиповой в балете «Жизель» 4 ноября на Новой сцене Государственного Академического Большого театра. Двумя неделями позже в его карьере намечено еще одно важное событие: он откроет сезон на отреставрированной главной сцене исторического театра в паре с примой Светланой Захаровой в новой постановке «Спящей красавицы».


Читайте также: Московский Большой театр открывается после широкомасштабной реконструкции

 

Далекий от мыслей о том, чтобы навсегда уехать из США, Холберг планирует попеременно жить и работать по одному-два месяца то в Москве, то в Нью-Йорке, поскольку, по его словам, он остается преданным АТБ, и это было ключевым условием его договора с Большим.

«Я на самом деле не хочу терять своего положения в АТБ, потому что я хочу представлять американский балет, и сейчас я чувствую, что обязан это сделать, в большей степени, чем прежде, - заявил Холберг. - Мое присутствие в России сейчас символизирует процесс глобализации балета».

Танцор надеется, что, когда у него будет больше времени, он сможет снять здесь квартиру и открыть для себя свою Москву: «Я имею в виду не Красную площадь и не Собор Василия Блаженного, я хочу открыть для себя свою Москву с ее кафе, магазинами, галереями, музеями и театрами, которые мне захочется посещать».

Погружаясь все глубже

«Раз-два-три, раз-два-три».

Бывший солист Большого театра, а ныне балетмейстер-репетитор Александр Ветров задает темп утренней разминке в обновленном – там все еще чувствуется запах краски – просторном репетиционном зале исторического здания Большого театра. Дюжина танцоров повторяют привычные движения, и среди них находится высокий, стройный, светловолосый Холберг, чьи большие серо-голубые глаза выражают глубокую сосредоточенность.

«Некоторые из наших танцоров станут реже появляться на сцене теперь, после появления здесь Дэвида, но такого рода конкуренция пойдет им на пользу, - говорит Ветров. - В целом это политически верное решение, потому что оно, вероятно, откроет перед нами новые перспективы зарубежных гастролей, и кроме того, учитывая имя Дэвида и его мировой престиж, это может привлечь новых спонсоров».

К настоящему моменту Холберг уже знает, что «раз-два-три» - это счет на русском, но он признает, что освоение русского языка будет одним из самых трудных испытаний в предстоящем году. Он около двух месяцев обдумывал предложение Большого театра, которое, по его словам, стало для него полной неожиданностью.

Сергей Филин, новый художественный руководитель Большого театра, предложил Холбергу работу за обедом в апреле этого года, когда танцор находился в Москве на гастролях со своим театром АТБ. Холберг вспоминает, как Филин сказал, что это «был для него смелый шаг и что он хочет начать новую эпоху в истории балета в Большом».


Подробности: Большой театр после реставрации будет придерживаться классики

 

«Всем в Америке известен Большой театр, но я совсем о нем не помышлял, потому что он казался таким далеким, принадлежащим к совершенно иному миру»,- рассказывал Холберг, сидя за столиком в кафе на углу того самого иного мира.

«И когда в 2004 году я впервые танцевал на исторической сцене Большого до ее реконструкции в гала-концерте американских звезд балета, я подумал: это единственная в жизни подобная возможность, я никогда сюда не вернусь, нужно насладиться моментом».

На прошлой неделе Холберг был очень занят. Занятия и репетиции в Большом по утрам и после полудня, а также представления «Королей танца» по вечерам заполнили каждую минуту его времени. Точно так же будет выглядеть весь предстоящий год.

Гастроли проекта «Короли танца» (в котором также участвуют Гийом Котэ из Национального балета Канады, Марсело Гомес из Американского театра балета, Денис Матвиенко из Мариинского театра, Иван Васильев из Большого театра и Леонид Сарафанов из Михайловского театра) пройдут в Санкт-Петербурге, Риге, Новосибирске, Киеве, в художественном центре Segerstrom в Коста-Меса (с 21 по 23 октября) и в следующем году в Нью-Йорке.

Тем временем, Холберг сохраняет свои отношения с АТБ, где в его расписание включена новая постановка Ратманского балета Стравинского «Жар-птица», премьера которого должна состояться в Коста-Меса весной будущего года.

Не говоря уж о Большом


«Я понимаю, какое давление и ответственность он, должно быть, сейчас ощущает, и, естественно, я сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему на сцене, - сказала его партнерша по балету «Спящая красавица» Захарова. - Но и он будет мне помогать, и я уверена, что у нас получится хороший дуэт».

Она рассказала, что их первые репетиции показали, что Холберг «невероятно приятный человек, уверенный и собранный, готовый преодолевать трудности».

Не смотря на то, что Иксанов, генеральный директор театра, видит Холберга как ведущего танцора труппы в классических постановках, сам танцор не хочет, чтобы его ограничивали в выборе ролей. «Я думаю, что поиск новых образов сейчас чрезвычайно важен для меня, и я не хочу ехать в Россию только для того, чтобы танцевать в «Спящей красавице», - признается он.

К настоящему времени самого известного танцора американского балета современности тепло приняли в труппе Большого театра.

Солист Большого и участник проекта «Короли танца» Васильев называет Холберга «хорошим другом и чрезвычайно талантливым артистом».

«Балетный мир только кажется маленьким, но в реальности он достаточно большой, чтобы вместить всех нас».