Две налоговые инспекции Москвы, причастные к аферам по незаконным налоговым возвратам на сумму в несколько сотен миллионов долларов, еще долго продолжали выплачивать громадные суммы денег после того, как юрист Сергей Магнитский, погибший в тюрьме после дачи свидетельских показаний, раскрыл их махинации.
Сообщения о том, что незаконный возврат налоговых платежей продолжился и после смерти Магнитского, вызывают вопросы к уровню официальной защиты, которой окружены такие схемы. В целом, незаконные возвраты обошлись российскому бюджету в более 800 миллионов долларов в период с 2006 по 2010 года.
Магнитский был задержан в 2008 году по обвинению в уклонении от уплаты налогов вскоре после того, как он обвинил нескольких сотрудников МВД и Федеральной налоговой службы в попытке обмануть российское правительство и получить незаконный возврат налогов на сумму в 230 миллионов долларов, используя печати и документы его бывшего работодателя, Hermitage Capital, которые были получены в ходе милицейского обыска. Смерть юриста, которому в прошлое воскресенье исполнилось бы 40 лет, через год после раскрытия махинации, вызвала международное возмущение, а также вынудила американское правительство составить «черный визовый список», в который были включены официальные лица, причастные к его задержанию.
В 2006 году юрист также сообщил о серии незаконных налоговых возвратов на общую сумму в 109 миллионов долларов. Они были направлены компаниям, которые ранее принадлежали дочернему предприятию московского инвестиционного банка Renaissance Capital. Банк заявил, что никак не связан с возвратами, а сами компании к тому моменту были уже проданы.
В обоих случаях были замешаны две московские налоговые инспекции, №25 и №28. Но, согласно расследованию «Новой газеты» и финансовой информации, доступной Financial Times, эти две инспекции продолжали санкционировать огромные суммы сомнительных налоговых возвратов еще в 2010 году.
Последние возвраты, сумма которых - 370 миллионов долларов -заставляет предыдущие выглядеть незначительными, были одобрены теми же сотрудниками налоговой через два-три дня после подачи заявления в 2009 и 2010 годах. Они явно предназначались для целой группы подставных компаний. Согласно имеющимся данным, вскоре после получения денег компании повторно регистрировались по схожим адресам.
Из этих возвратов 187 миллионов долларов отправились на счета компании в московском банке «Бенефит», связанного с ЮСБ, счета в котором использовались в двух предыдущих аферах. Бенефит отказался от предостав комментировать. В июне 2008 года вскоре после, того как фонд Hermitage впервые заявил президентскому антикоррупционному комитету о возможном незаконном возврате, ЮСБ был добровольно ликвидирован.
Инвестиционный фонд Hermitage Capital Management, на который работал Сергей Магнитский, заявляет, что масштаб возврата, скорость его одобрения (2-4 дня) и тот факт, что незаконные возвраты продолжались и после смерти юриста, являются указанием на то, что возвраты курировали высокопоставленные чиновники правительства. В четверг было выпущено заявление, в котором фонд обвинил ФСБ в оказании помощи в организации незаконного возврата налогов на 230 миллионов долларов, что Магнитский и обнаружил в 2008 году. ФСБ пока не предоставила комментариев.
Но махинации,возможно, распространяются и на еще более высокий уровень. Опубликованное на прошлой неделе расследование «Новой газеты» привлекло рекордное количество посетителей в сети, и некоторые уверены, что оно может привести к новому скандалу в российском правительстве, которое отчаянно пытается укрепить свое положение после волны протестов, прокатившихся по стране в этом году.
Высокопоставленный сотрудник московского инвестиционного банка заявил, что тот факт, что возврат по всем делам в период с 2006 года по 2010 год, был разрешен всего за несколько дней, указывает на то, что в данной махинации должны быть замешаны очень высокопоставленные чиновники. «Если вы пойдете в налоговую и попытаетесь получить налоговой возврат на тысячу долларов, это займет несколько месяцев. Это абсолютно невероятно», - заявил банкир.
Нынешний министр обороны Анатолий Сердюков возглавлял ФНС с 2004 по 2007 год, и многие чиновники, замешанные в возвратах, последовали за ним в оборонное ведомство. Ближайший заместитель Сердюкова, Михаил Мокрецов, заменял его на посту главы ФНС до тех пор, пока в 2010 году не присоединился к нему в Министерстве обороны.
Бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов на прошлой неделе опубликовал открытое письмо к Алексею Кудрину, бывшему министру финансов в правительстве Путина, в котором задается вопросом о том, какую роль Федеральное казначейство под руководством Кудрина сыграло в махинации. В своем заявлении Кудрин сообщил, что чиновники казначейства не принимают участия в принятии решения о разрешении или запрете налогового возврата, и отметил, что ежемесячно осуществлялось более восьми тысяч налоговых возвратов на сумму более 100 миллионов рублей.
Информация о том, что махинации продолжались еще долгое время после того, как Магнитского задержали, так же отбрасывает тень сомнения на попытки МВД переиграть ситуацию, обвинив юриста Магнитского в том, что он сам стоял за незаконным возвратом на сумму 230 миллионов долларов.
Расследование российских властей по поводу махинации на сумму в 230 миллионов долларов завершилось задержанием бывшего работника лесопилки и ранее судимого вора, которого обвинили в совершении преступления, в то время как остальные четыре участника в настоящий момент уже мертвы.
ФНС заявила, что руководители налоговых №25 и №28 были обмануты этой группой преступников и по ошибке одобрили налоговый возврат на сумму в 230 миллионов долларов. Но «если они были обмануты в 2007 году, как же они могли разрешать похожие схемы после?», интересуется Роман Анин, специальный корреспондент отдела расследований Новой газеты.
В ходе расследования Новой газеты выяснилось, что большая часть возвратов была подписана главой отделения налоговой службы №28 Ольгой Степановой, чьи семейные счета попали под расследование швейцарских властей в прошлом году. Оно было инициировано после подозрительных операций, которые впервые получили огласку в расследовании американского финансового журнала Barron’s Online. Транзакции показали, что на счет мужа Степановой в банке Credit Suisse поступило 10,9 миллиона долларов вскоре после того, как Степанова одобрила налоговый возврат 230 миллионов долларов в 2007 году. Ее муж заявил, что заработал эти деньги, занимаясь строительством туннелей.
Согласно ФНС, Степанова покинула свой пост после расследования, хотя ее защитники говорят, что она выполняла приказы сверху. «Вся налоговая система работает с этими схемами возврата налогов», - заявил FT человек, знакомый со Степановой.
«Такова система в стране, где власти закона не существует, и ничто эту систему не изменит, так как те, кто ею руководят, считают, что имеют на это право».
Вскоре после ухода Степановой из налоговой службы она быстро заняла новую позицию в Министерстве обороны, где работала в департаменте по контролю за выполнением реформы армии, стоимость которой оценивается в 20 миллиардов рублей. Степанова покинула этот пост в прошлом году, и связаться с ней не удалось.
Согласно ФНС, отдел экономических преступлений МВД сейчас ведет расследование по делу о возврате налогов 2009-2010 годов. Но те, кто занимался расследованием дела раньше, так и не смогли установить, кто за ними стоит.
Бывший глава антикоррупционного отдела ФНС Сергей Василенко заявил FT, что уволился с поста, так как его усилия по организации более глубокого расследования налоговых возвратов в 2009 и 2010 годах, разрешенных налоговой №28, были заблокированы. Он подтвердил информацию, собранную Новой газетой.
Василенко, бывший полковник спецслужб, был нанят на работу на только что созданный пост в середине 2010 года. По его словам, его расследование выявило, что компании, получившие налоговые возвраты на суммы более 100 миллионов рублей, зачастую имели лишь двух сотрудников и склады по одинаковому адресу, товаров на которых обнаружено не было.
Василенко отправил информацию, которую ему удалось собрать, следователям в МВД, но прошло уже два года, а расследование не продвинулось. Он уверен, что это происходит, потому что в деле замешаны «очень высокопоставленные чиновники», которые и санкционировали возвраты.
«Если они проведут корректное расследование, они узнают главных бенефициаров возвратов, а это явно будет на уровне генералов», - заявил он.