Москва - Сотрудники полиции в камуфляже швыряют худощавого диссидента головой вперед в полицейский автобус. Дюжина бородатых мужчин с русскими православными крестами в руках и в черных футболках с изображением черепа и костей стоят рядом и подбадривают полицейских.
Это - очередная вспышка нарастающей борьбы, в которой сторонники влиятельной церкви, считающей себя духовной наставницей нации, выступают против тех, кто утверждает, что церковь продалась Владимиру Путину и стала орудием его режима, что она больше интересуется золотом, чем душами людей.
Роман Доброхотов шел к самому большому в России Храму Христа Спасителя, чтобы выразить свой протест против ареста членов женской панк-группы Pussy Riot. В начале марта их посадили за решетку за исполнение «панк молебна» перед позолоченным алтарем храма.
Глава церкви патриарх Кирилл заговорил о богохульстве, а критики заявили, что из-за сговора церкви и государства женщины остаются за решеткой.
Многие говорят о том, что вернувшийся на прошлой неделе на президентский пост Путин использует церковь в качестве могущественного орудия в составе своей команды, позволяя ей накапливать огромные богатства в обмен на беспрекословную поддержку его политики и церковное благословение его руководства.
Более тысячи лет церковь помогала укреплять российское самосознание и культуру во времена иноземных нашествий и политических волнений - и это наследие остается глубоко в сердцах у миллионов россиян.
При атеистическом советском режиме церковь подвергалась гонениям. Десятки тысяч верующих прошли через чистки, тюрьмы и расстрелы. Падение коммунизма в 1991 году открыло путь к возрождению церкви, и многие приветствовали этот процесс, называли его возвращением России к своим духовным корням.
Однако, постепенно в обществе начало нарастать недовольство тем, что церковные руководители все больше напоминали кремлевских марионеток.
Критики говорят, что щедрая позолота на церковных куполах, хвастливо выставляемая напоказ, - позор для страны, переживавщей трудные времена правления Бориса Ельцина. Церковь призналась, что занималась бизнесом, торгуя алкоголем, табаком и нефтью, а также открывала ювелирные магазины и фермы, дабы собрать деньги на восстановление храмов и монастырей и на обучение священников.
Подозрения еще больше усилились с приходом Путина. Церковная поддержка Кремля стала настолько раболепной, что священники начали освящать новые ядерные ракеты, называя их «ангелами-хранителями России», а также призывать молодых россиян добровольно идти на военную службу в Чечню. Незадолго до выходки Pussy Riot Кирилл встретился с Путиным и высоко оценил два его президентских срока, назвав их «божьим чудом». Путин в ответ заявил, что государство по-прежнему многим обязано церкви.
Члены панк-группы сказали, что выступили 21 февраля со своим «панк молебном» в знак протеста против возвращения Путина в Кремль. Во время его исполнения они громко кричали: «Богородица, Путина прогони». Трех женщин обвинили в хулиганстве, и теперь им грозит до семи лет тюрьмы. Это суровое наказание даже по меркам российского государства, известного своим жестким подавлением инакомыслия.
Влияние патриарха
В столь суровом отношении к женщинам чувствуется влияние Кирилла. В своей недавней проповеди патриарх назвал панк-представление дьявольской насмешкой и частью массированного наступления «вражеских сил» на церковь.
Церковь утверждает, что после этого панк-протеста участились случаи осквернения икон и прочие акты вандализма. Патриарх возглавил крестный ход вокруг храма, а священники несли вслед за ним распятие и иконы, поруганные этой весной.
Кирилл сталкивается с растущей оппозицией и в рядах самой церкви. Репутация патриарха пострадала от пары скандалов. Среди них - история с часами Breguet за 38832 доллара, которые увидели у него на руке, и сюжет, связанный с его иском на 630000 долларов к больному раком соседу. При этом сам Кирилл по-монашески утверждает, что служа церкви, не владеет мирской собственностью.
Если Путина поддерживают банды молодых хулиганов, запугивающих его оппонентов, то церковь пользуется поддержкой своих собственных воинствующих сторонников, насаждающих православие с одобрения церковных лидеров. Аплодировавшие аресту Доброхотова бородатые мужчины - это члены Союза православных хоругвеносцев - религиозно-политической организации, которая сочетает ультраконсервативную набожность и враждебные акции, напоминающие крайне правые выступления с целью запугать противника. Эти люди печально известны своими нападениями на собрания гомосексуалистов, публичным сожжением книг про Гарри Поттера, акцией похорон игрушечной обезьяны в знак протеста против преподавания в школах теории Дарвина, а еще тем, что прокалывали колом портреты Мадонны.
Церковь наградила лидера союза Леонида Симоновича-Никшича одной из высших церковных наград - орденом Святого Сергия Радонежского.
Политолог Станислав Белковский говорит, что церковь превратилась в кремлевское «министерство спасения», которое послушно одобряет политику Кремля и критикует западную демократию как чуждую российским традициям. Одновременно церковь пользуется щедрыми пожертвованиями государства и налоговым иммунитетом.
«Церковь с советских времен унаследовала свою абсолютную преданность действующей власти», - заявляет Белковский.
В дореволюционной России церковь была государственным институтом, и ее оплачиваемые казной духовные пастыри подчинялись царям как своим «высшим судьям». В советское время лидеры православия заявляли о своей лояльности атеистическому режиму, чтобы церковь не лишилась возможности действовать и дальше. По словам юристов и известных правозащитников, эти люди нередко становились агентами КГБ.
«Мы еще в начале 1990-х годов знали, что 90 процентов руководителей церкви были агентами КГБ», - заявил Лев Пономарев, возглавляющий авторитетную организацию «За права человека» и сам в прошлом являвшийся депутатом. В начале 1990-х годов он возглавлял парламентскую комиссию, которая расследовала связи между церковью и КГБ в советскую эпоху.
Воздействие на общество
Несмотря на усиливающуюся критику былых и нынешних прегрешений церкви, нет никаких сомнений в том, что она пользуется влиянием в российском обществе.
Церковь заявляет, что численность ее паствы составляет 100 миллионов россиян, то есть, более трех четвертей населения страны. Правда опросы показывают, что число верующих, регулярно посещающих церковь, не превышает пяти процентов. Многие россияне воспринимают церковь не только как духовную наставницу, но и как символ своего самосознания.
Некоторые верующие приветствуют арест Pussy Riot. «Очень хорошо, что их посадили, потому что иначе фанатики просто разорвали бы их на куски, - говорит 55-летний историк и верующая москвичка Наталья Долина. - Они обесчестили церковь, осквернили иконы, столь дорогие многим верующим. У них нет таланта, они просто цепляются за модные тенденции».
Но другие верующие, такие как, менеджер программы помощи детским хосписам одного из благотворительных фондов Москвы Лидия Мониава, обратились через интернет к Кириллу с просьбой простить женщинам эту выходку и содействовать их освобождению. К этой петиции присоединились тысячи людей.
Однако представитель церкви заявил, что члены панк-группы будут прощены только в том случае, если они «покаются и изменят свою жизнь».
Некоторые православные священники отказались от участия в интервью для данной статьи, заявив, что опасаются взысканий, и что им не разрешают контактировать с нероссийскими информационными агентствами.
Среди неверующих россиян много таких, кто считает эту акцию бестактной, но были шокированы арестом и возможным наказанием.
«Им надо было выставить этих девушек из церкви - и этим ограничиться», - сказала самая известная российская правозащитница Людмила Алексеева, считающая себя православной, но редко посещающая церковь.