Вызывает сожаление царящее среди жителей России недоверие к властным инстанциям и исходящей от них информации. Тем не менее, это неизбежная реакция на пережитое ранее. Власти России сами годами копали себе эту могилу, и было бы наивно надеяться, что отношение изменится быстро.
Приобретенный еще с советского времени и чисто по-русски взятый с собой в демократическое государственное устройство менталитет, что общественность недостаточно извещают о произошедших катастрофах, а информацию предоставляют с опозданиями и малыми дозами, похоже, поддерживают прежнее представление, что происходящее в государстве не дело его гражданина.
О происходящих в России в последние годы каждое лето несчастьях с большим числом жертв напоминает один, но, возможно, самый проблематичный пример подобного мнения. Все помнят о произошедшей в 1986 году Чернобыльской катастрофе. Даже о том, что катастрофа вообще произошла, общественности сообщили тремя днями позже. Стоит ли говорить, что эта информация не была исчерпывающей. То же повторилось и после гибели подводной лодки «Курск» в 2000 году, и во время лесных пожаров 2010 года.
И хотя в пятницу наводнения привели в Южной России в Краснодарском крае к гибели 171 человека и 19 000 потеряли дома и имущество, а на место несчастья после выступлений в Москве прибыл и Путин, всего этого недостаточно, чтобы восстановить доверие к государственной власти. Недоверие местных жителей Крымска зашло столь далеко, что здесь не исключают, что в несчастье с таким огромным количеством жертв свою роль сыграли воды Неберджайского водохранилища, спущенные на городок, чтобы избежать затопления стратегически значительно более важного Новороссийска.
В появлении подобных слухов значительную роль играет незнание. Если люди не получают достаточно быстро необходимую информацию о происшедшем, это неизбежно порождает слухи, которые могут быть значительно более ужасными, чем любая правда. Поэтому предоставление быстрой и адекватной информации должно отвечать интересам самих властей. Но то, что это все же не делается, свидетельствует: мнение народа не очень интересует власти.
Как отметил побывавший на месте для освещения произошедшего журналист Олег Кашин, все вроде бы решается: Крымск приводится в порядок, пострадавшим выплачиваются компенсации, мертвых хоронят. Но это не помогает покончить с кризисом доверия.
Как восстановить доверие между народом и властью, когда одна сторона кажется в этом незаинтересованной, трудный вопрос. По мнению известного российского политического аналитика Лилии Шевцовой, в России царит полное равнодушие к рядовому гражданину и это уже прописано в построенную Путиным государственную модель.
Перевод: Хейно Сарап