Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Особенно острую критику навлекает на себя личное богатство патриарха. В независимых СМИ (например, на телеканале «Дождь» или радиостанции «Эхо Москвы»), других газетах и в интернете все чаще поднимается вопрос: не упустила ли церковь свой шанс? Не отрезала ли она себя от интеллигенции, как это уже было в XIX веке?

Обвинения в «кощунстве» трех участниц российской панк-группы Pussy Riot, которые устроили антипутинское выступление в московском храме, многое говорит о связях режима с влиятельной православной церковью. 

Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - три девушки из панк-группы Pussy Riot, которым сейчас грозит многолетнее тюремное заключение - 21 февраля 2012 года устроили выступление перед иконостасом в московском Храме Христа Спасителя, выкрикивая антипутинские лозунги в этом священном месте. Приговор по их делу должен быть озвучен 17 августа. 7 августа прокурор потребовал для них три года колонии за хулиганство, разжигание религиозной ненависти и оскорбление чувств верующих.   

Суровость этого обвинения является продолжением жесткой политики Владимира Путина, который стремится подавить любые, даже такие безобидные формы оппозиции. Дело Pussy Riot проливает свет на сговор между путинским государством и влиятельной Русской православной церковью. 

После того, как панк-группа провела акцию в Храме Христа Спасителя, который стал символом возрождения российской церкви в постсоветский период, патриарх Кирилл бросился на помощь Владимиру Путину. Он поднял небывалый крик из-за безобидной выходки, которую немедленно окрестил «богохульством» и «кощунством». 

Он обнародовал петиции с призывом к прокуратуре выдвинуть как можно более суровое обвинение против трех задержанных девушек. По его призыву в Москве прошла демонстрация с участием нескольких десятков тысяч православных верующих. Присутствовали на ней и знаменитые сторонники режима, - такие, как режиссер Никита Михалков. Они возбужденно говорили о «миссии» России, которая призвана сказать миру новое слово, но вынуждена бороться с враждебными силами. 

Раскол среди духовенства


В следующее воскресенье после Пасхи патриарх провел во всех российских храмах молебен и стояние «в защиту веры, поруганных святынь и церкви».

Руководство православной церкви открыто встало на сторону власти в конфликте Владимира Путина и демократических сил, началом которому послужили уличные протесты против нарушений на парламентских выборах в декабре 2011 года. Патриарх отсутствовал в Москве во время демонстраций и долгое время хранил молчание. Более того, некоторые представители духовенства даже выступали в поддержку демократов. 

Вернувшись в столицу в конце декабря, патриарх обратился к Кремлю, а несколько дней спустя и к демонстрантам с призывом соблюдать порядок и защищать национальное единство. Он поставил себя на место верховного судьи и заглушил все диссидентские голоса среди духовенства.

Тем не менее, в феврале, то есть в самый разгар предвыборной кампании, тон его заявлений кардинальным образом изменился. Патриарх Кирилл встретился с Владимиром Путиным в Свято-Даниловом монастыре (духовно-административный центр РПЦ). Он отметил, что, когда Владимир Путин пришел к власти в конце ельцинской эпохи, упадок страны был сравним с самыми тяжелыми катаклизмами в ее истории, - Смутным временем в XVII веке, вторжением наполеоновской армии и Второй мировой войной. «Чудом Божиим при активном участии руководства страны нам удалось выйти из этого страшного, системного, разрушающего сами основы народной жизни, кризиса, - сказал Кирилл. - Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы вас поблагодарить»  

Символический капитал РПЦ


«Государство - еще в долгу перед церковью», - ответил ему Владимир Путин. В мае этого года, в день вступления Путина в новый президентский срок, в храме прошла служба, на которой присутствовал патриарх. 

По Конституции 1993 года Россия является светской страной, в которой церковь отделена от государства и существует множество религий. Официально в ней исповедуют четыре «традиционных» религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. В действительности же православная церковь на голову опережает всех остальных. Она присутствует на всех государственных уровнях и представляет собой мощную силу.  

Насчитывающая 130 миллионов верующих Русская православная церковь - это единственное юридическое образование, которое охватывает всю территорию постсоветского пространства, в том числе Кавказ и балтийские станы. Такое широкое распространение, а также активная роль в жизни русских диаспор за границей сделали московский патриархат столь важным для власти, в том числе и для Путина. Сотрудничество церкви и государства достигло в России такого уровня, который едва ли можно представить себе в светской стране, - такой, как Франция. 

С одной стороны, испытывающему недостаток легитимности государству нужен символический капитал церкви. Оно делает все, чтобы добиться ее поддержки, привлечь на свою сторону ее руководство. На местном уровне чиновники относятся к церкви так, как будто она едина с государством и обладает монопольным правом решать все религиозные вопросы. Нужно ли строить мечеть? Я обсужу это с митрополитом, отвечает чиновник…

Крупнейшие телеканалы, которые все, как один, находятся под контролем власти, неизменно встают на защиту церкви (например, в деле Pussy Riot), проводя в некоторых случаях по-советски неуклюжую пропаганду.

С другой стороны, церковь воплощает в себе патриотические идеалы нации и ее историческую преемственность. Она обладала несравненной легитимностью в прошлом. В начале 1990-х годов ее обвиняли в том, что она пошла на сделку с советской властью. Сегодня у нее есть целая армия канонизированных мучеников и множество восстановленных храмов и церквей.

Клерикализация российского общества

Церковь не ставит под сомнение основополагающий принцип светского государства. Она не стремится вновь сделать православие государственной религией, однако собирается играть в стране одну из главных ролей. Она вернула себе большую часть привилегий и имущества, пользуется немалыми льготами, требует для себя все больших налоговых послаблений и полного возврата конфискованного в 1917 году религиозного наследия. Кроме того, она добивается присутствия священников на всех уровнях общества: прежде всего речь идет об уроках православия в армии и школе.  

Церковь (а также государство) выступает за активную роль религии в таких областях, как морализация общественной жизни, духовное воспитание молодежи, борьба с наркотиками и алкоголизмом, условия содержания заключенных, сохранение культурного наследия и т.д. Церковь и государство идут рука об руку в усилении российского влияния за границей, - там, где существует русская диаспора. Так, российское государство недавно приобрело в седьмом округе Парижа (на углу набережной Бранли и авеню Рапп) бывшее здание французской метеорологической службы, на месте которого должны появиться собор, семинария и православный культурный центр. 

Такое тесное взаимодействие церкви и государства вызывает сегодня в России немало вопросов и критики: среди православных интеллектуалов, которые открыли известный сайт «Православие и мир», среди священников, в светских течениях, которые недовольны клерикализацией российского общества и вмешательством церкви в государственные вопросы. 

Церковь постепенно теряет в популярности и во всем, что ей удалось приобрести. Из-за близости РПЦ к государственной власти сегодня недоверие людей к Путину начинает распространяться и на нее.

Личное обогащение патриарха


Особенно острую критику вызывает личное богатство патриарха (во время избрания на этот пост в 2009 году его представляли как открытого и современного деятеля), и в частности - его новая резиденция в Переделкино, огромный дом на черноморском побережье и квартира в районе проживания бывшей советской номенклатуры в центре Москвы. Не осталось без внимания и его пристрастие к черному Mercedes и дорогим часам.

Разбирательство по делу Pussy Riot в Храме Христа Спасителя дало новый толчок этой полемике. В независимых СМИ (например, на телеканале «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы»), других газетах и в интернете все чаще поднимается вопрос: не упустила ли церковь свой шанс? Не отрезала ли она себя от интеллигенции, как это уже было в XIX веке?  

Таким образом, пережив жесточайшие гонения в советские времена, церковь пытается восстановить былой престиж и власть. Сегодня перед ней открываются два пути. Во-первых, она может, несмотря на риск потери поддержки в народе, продолжить играть так называемую «византийскую симфонию» (альянс трона и власти, императора Путина и патриарха Кирилла), закрыв глаза на ухудшение ситуации в стране. Во-вторых, она может дистанцироваться от коррумпированного и непопулярного истеблишмента: в таком случае она лишится поддержки власти и (в том числе и материальных) льгот, однако вернет себе уважение и доверие населения. Русская православная церковь вновь подходит к поворотному моменту в истории.