Сегодня мы являемся свидетелями того, как вместе с украинским вопросом вновь разгораются мечты России о восстановлении Советского Союза. Эти грезы не новы, и, как мы однажды отмечали, ради них Россия может поставить на карту все. Вопрос в том, чтобы создать необходимую для реализации этой цели конъюнктуру или воспользоваться сложившимся стечением обстоятельств. Именно это и делает Путин.
Хотя от давления Запада под патронажем США России становится не по себе, эта ситуация нуждается в правильном прочтении. Существует Россия, которая не терпит никакого давления. И как только кто-то начинает давить на нее, она становится внутренне монолитной и еще более жесткой.
Путин искусно использует эту особенность страны для того, чтобы заручиться поддержкой общественного мнения. Россия географически обширна, но это страна, которую сложно контролировать. Хотя экономическое богатство России превращает ее новых чиновников в олигархов, не похоже, что они пренебрегают вопросом воссоздания империи. При этом положение, при котором чиновники на постсоветском пространстве богаты настолько, что бизнесмены могут им только позавидовать, стало совершенно привычным. А это обстоятельство вызывает антипатию в отношении правящих элит в регионах и обрушивает весь негатив на тех, кто сотрудничает с ними.
Хотя в России проживают разные этнические идентичности, только русские могут подняться в самые верхние эшелоны власти, что отчетливо демонстрирует определенную государственную концепцию.
Вместо демократии, навязываемой Западом, Россия признает такое понимание демократических принципов, которое гармонирует с ее собственным обществом. Но это не вызывает беспокойства народа.
Путин — абсолютный государственный националист, как и его народ! И поэтому демократические призывы Запада не находят ощутимого отклика в народных массах.
Девять месяцев (так в статье — прим.пер.) продолжалась блокада Санкт-Петербурга (его прежнее советское название — Ленинград) войсками гитлеровской Германии во время Второй мировой войны. Спасаясь от голода, люди ели бродячих кошек и собак. Российская интеллигенция, которая посещала знаменитый Большой театр даже несмотря на эпидемические болезни, буквально сбивала с толку Запад.
Та же интеллигенция сегодня не боится выступать против Путина. Все более заметной становится позиция художников, литераторов, писателей, журналистов, считающих необходимым принести извинения за Украину. Кроме того, формируется такой образ интеллигенции, которая, занимая позицию на стороне украинского народа, рассматривает присоединение Крыма к России путем референдума в качестве «путинской оккупации». Но все же подавляющее большинство россиян считают, что усилия Путина по созданию великой России и ее восстановлению в качестве самостоятельного центра силы можно назвать разве что «героическими».
Лишь в одном давление со стороны Запада благотворно сказалось на России, для которой всегда был характерен стиль «дебошира». Благодаря нажиму с Запада она стала более дипломатичной, выработала более умеренную государственную концепцию.
Будучи жестким человеком, Путин часто не в состоянии скрыть, что иногда он вынужден использовать более правильные слова.
Путин исходит из того, что главный урок Западу он преподнесет зимой. Хотя на Украине вступил в силу режим прекращения огня, российские националистические круги все еще давят на Путина, предостерегая: «Не нужно давать им время». По их мнению, Украина пользуется перемирием, чтобы стянуть к границе вооружения и армию, и именно для того, чтобы «выиграть время», она и подписала соглашение о прекращении огня. Но даже если на Украине России придется вступить в смертельную борьбу, она не позволит НАТО приблизиться к своим границам. Запад же, несмотря на две мировые войны с Россией, видимо, до сих пор так и не смог ее понять.
В Россию прибывают миллионы из бывших советских республик. В заботе о родном доме, своей семье и детях они отправляются на заработки в Россию. И именно Россия (не Запад и не Восток!) становится едва ли не единственным местом, где жители постсоветских республик ищут работу и средства к существованию. Поэтому к вопросу о России они подходят не только с точки зрения некоего страха перед ней, но и с той позиции, что это их хлеб. Западная философия демократии не позволяет досыта наесться, поэтому на территориях, которые Россия воспринимает в качестве своих «тылов» (hinterland), она обладает большими преимуществами. Все это превращает Россию в привлекательный центр. В то же время известно, что никто не гарантирует безопасность прибывающих на заработки людей. Разбогатеть в России легко, но так же легко можно все в один момент потерять. В то же время огромная территория страны и ее олигархическая структура способствуют тому, что никто не воспринимает это в качестве проблемы.
При взгляде на Россию необходим глубокий анализ социальных слоев. Кроме того, не стоит игнорировать причины, по которым Россия выходила победительницей из каждой мировой войны.