Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мусульманский бог, христианский бог

© flickr.com / Gil Eilam Храмовая гора в Иерусалиме
Храмовая гора в Иерусалиме
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разве христиане не считают, что евреи молятся одному истинному Богу, даже если их понимание этого Бога не совсем верно? Если такое можно сказать о евреях, почему то же самое нельзя сказать о мусульманах, которые искренне придерживаются своей авраамической религии? Именно поэтому я склоняюсь к тому, что мусульмане действительно молятся одному истинному Богу, хотя они видят его совершенно иначе.

Вы, наверное, уже слышали о том, что руководство Уитон-Колледжа отстранило от работы одного из своих профессоров в связи с инцидентом теологического характера. Ниже приведен отрывок из заявления руководства этого христианского колледжа:

15 декабря 2015 года руководство Уитон-Колледжа отправило адъюнкт-профессора политологии доктора Ларисию Хокинс (Larycia Hawkins) в административный отпуск, чтобы подробно изучить теологическую подоплеку ее недавних заявлений, касающихся христианства и ислама. Руководство колледжа приняло во внимание озабоченность его студентов, которую они выразили посредством социальных сетей, мирной демонстрации и личных бесед с представителями администрации.

Будучи христианским либеральным гуманитарным институтом, Уитон-Колледж воплощает протестантскую христианскую идентичность, представленную в нашем Символе веры, который направляет руководство, преподавателей и студентов Уитон-Колледжа. Заключая договор о работе по контракту, все члены профессорско-преподавательского состава и сотрудники добровольно принимают на себя обязательство следовать Символу веры с искренностью, состраданием и теологической ясностью.

Вопреки некоторым сообщениям в СМИ и социальных сетях, а  также сформировавшемуся общественному мнению, административный отпуск доктора Хокинс стал результатом ее заявлений теологического характера, которые противоречат доктринальным взглядам Уитон-Колледжа, и ни в коем случае не связан с ее расой, полом или решением надеть хиджаб во время Рождественского поста.

Руководство Уитон-Колледжа считает, что свобода выражения религиозных убеждений и жизни в соответствии с ними является одним из главных условий сохранения плюралистического общества и той основой, на которой было создано наше общество и которая позволяет нам сосуществовать несмотря на самые глубокие разногласия. Не менее важна и свобода религиозных организаций, которые должны воплощать самые глубокие убеждения.

Уитон-Колледж отвергает религиозные предрассудки и однозначно осуждает акты агрессии и жестокости по отношению к другим людям. В нашей клятве закреплены наши обязательства как последователей Христа обращаться и говорить о наших ближних с любовью и уважением,  как учил нас Иисус. Однако наше сострадание должно быть пропитано теологической ясностью.

Свобода носить хиджаб, чтобы продемонстрировать свою заботу и сострадание по отношению к отдельным членам мусульманского или других религиозных сообществ, которые могут сталкиваться с дискриминацией или преследованиями, предоставлена доктору Хокинс как члену профессорско-преподавательского состава Уитон-Колледжа. Но недавно озвученные ею идеи, в том числе утверждение, что мусульмане и христиане поклоняются одному и тому же Богу, противоречат нашему Символу веры.


Вот что об этом думаю я:

1) Хотя я вряд ли нахожусь в том положении, чтобы утверждать наверняка, но мне кажется, что конфликт между заявлением профессора и Символом веры колледжа вовсе не очевиден, так же как и отсутствие конфликта. Важно отметить, что руководство колледжа не выступило с окончательным решением, а лишь сообщило, что оно отстраняет профессора Хокинс до прояснения ситуации. В этом смысле я поддерживаю решение руководства колледжа — не потому, что я считаю, что профессор Хокинс сделала ошибочные в теологическом смысле заявления (хотя такое тоже могло случиться), но потому, что оно подтверждает серьезность Уитон-Колледжа в отстаивании своей христианской идентичности. Одна из причин, по которой многие католические колледжи и университеты являются католическими только номинально, заключается в том, что их руководство этого не делает.

Я уверен, что я бы провел теологические линии в других местах, не там, где это делает Уитон, и в самых разных вопросах. Но я аплодирую этому колледжу за то, что его руководство готово занять жесткую и непопулярную позицию в вопросе доктрины — хотя я не обязательно согласен с тем учением, которое оно пытается отстоять.

2) Честно говоря, я никогда не задумывался над тем, что мусульмане могут молиться тому же Богу, что и христиане. Католическая церковь учит нас, что так оно и есть, и я верил в это, пока был католиком, хотя я никогда об этом не задумывался. Откровенно говоря, сейчас я не знаю, чему я верю. Мы знаем, что мусульмане не молятся Святой Троице, но то же самое можно сказать и о евреях. Разве христиане (большинство христиан) не считают, что евреи молятся одному истинному Богу, даже если их понимание этого Бога не совсем верно? Если такое можно сказать о евреях, почему то же самое нельзя сказать о мусульманах, которые искренне придерживаются своей авраамической религии? Именно поэтому я склоняюсь к тому, что мусульмане действительно молятся одному истинному Богу, хотя они видят его совершенно иначе.

Но как далеко можно зайти в подобных рассуждениях? Мормоны, к примеру, не верят в Святую Троицу, что в соответствии со стандартами традиционного христианства лишает их права называться христианами, несмотря на их веру в Иисуса. С точки зрения традиционного христианства, молятся ли они одному истинному Богу? Молятся ли единому Богу все те, кто не верит в Троицу и верит в Иисуса Христа? Разве они находятся не в том же положении, что и евреи? Они верят в одного истинного Бога, хотя их понимание этого Бога в определенном смысле несовершенно по сравнению с традиционным христианским пониманием, что очень важно. Но достаточно ли этого, чтобы заявлять, что Бог, в которого они верят, ложный?

Я пока не знаю, какой точки зрения я придерживаюсь. То есть я верю, что люди, которые обращают свои молитвы к Богу Авраама, Исаака и Иакова, молятся истинному Богу, независимо от количества пробелов в их теологических знаниях. Но, я повторюсь, я никогда об этом не задумывался. А вы? Пожалуйста, никакого троллинга, и держите ваши жалобы на фанатизм и узость взглядов при себе. Речь идет не об исламофобии и головных платках. Это важный теологический вопрос, и именно поэтому я уважаю Уитон-Колледж за такое серьезное к нему отношение.