Это настоящее чудо! Татьяна стоит на фоне погруженного в сумерки внутреннего двора Киево-Печерской лавры. В лицо ей дует ветер со снегом. Всю зиму мы были без снега. А теперь у нас такой праздник Рождества, который можно увидеть только в иллюстрированных книгах. Сегодня, 6 января, накануне православного праздника Рождества все вокруг покрыто белым снегом. Снег, стены монастыря, огромная колокольня, высота которой составляет почти 100 метров, и церковь, из окон который падает теплый свет — голос митрополита Онуфрия приглушенно звучит в репродукторах: Господи, помилуй! Каким бы набожным ни был его голос, это может стать последним для Онуфрия праздником Рождества в Киево-Печерской лавре. Здесь находится резиденция митрополита Украинской православной церкви Московского патриархата.

Однако Украина разделена не только политически из-за существования мятежных — Донецкой и Луганской — народных республик, но и в церковном отношении. И именно Онуфрий, который столь усердно взывает к Господу, имеет в Киеве своего заклятого врага. Этим врагом является Патриарх Филарет Украинской православной церкви Киевского патриархата, который хочет получить полностью в свое распоряжение и распоряжение своей церкви Киево-Печерскую лавру, наиболее важную святыню всех православных христиан в России, на Украине и в Белоруссии, и который считает Онуфрия пособником Москвы.

Татьяну эта рознь не беспокоит, она достает из своей сумки буханку хлеба и кладет ее на стол, уже переполненный съестными припасами. Они должны быть освящены во время церковной службы. Между колоннами мелькают монахи — у всех у них бороды и длинные волосы, заплетенные в конский хвост. Прямо у столиков они без перерыва общаются с желающими исповедоваться. Вот подходит очередь одного молодого человека — со слезами на глазах, с тяжелым сердцем он смотрит прямо в глаза одного монаха и говорит с ним прерывающимся голосом. В таком состоянии он уже не способен многое сказать.

Ненависть и ладан

Перед иконостасом Онуфрий раскачивает тяжелым кадилом, и то же самое, вероятно, делает в этого время его противник во Владимирском соборе, в своей главной церкви, которая находится примерно в двух километрах отсюда в верхней части города. Это похоже на дуэль рассорившихся братьев. И во время Рождества, праздника мира и семьи, это противостояние становится особенно резким. Ведь так не может быть, взволнованно скажет в своем рождественском обращении на украинском телевидении Филарет, чтобы в Киеве находился духовный центр, контролируемый врагами в Москве!


Филарет требует от Онуфрия и его приверженцев, чтобы они в конфликте с Россией заняли ясную проукраинскую позицию. Ни один набожный человек не способен ввести в заблуждение в этом вопросе Патриарха, которому уже почти 87 лет. Тот, кто отказывается служить в армии, не любит свою родину. Тот, кто не любит свою родину, тот совершает грех — так год назад громогласно заявил Филарет и призвал молодых людей взять в руки оружие.

Но дело не ограничивается одними словами, и в ход пускаются руки. Так, например, уже 21 декабря «агнцы» Филарета и его сторонники из «Правого сектора» встретили верующих Московского патриархата дубинками и коктейлями Молотова у входа в одну из церквей на Западной Украине. Однако Филарет обвиняет сторонников Москвы в использовании против верующих оплаченных боевиков. Является ли это свидетельством особой проницательности? Или неопытностью? В любом случае, Онуфрий, который лишь в августе 2014 года был избран митрополитом, отказывается от воинственной риторики. Он пытается лавировать между Москвой и Киевом, однако сохраняет при этом верность Кириллу — Патриарху и близкому к Путину человеку в Москве. Тем не менее, он назвал совершенный сепаратистами в Донбассе ракетный обстрел террористическим актом. Поэтому удивительным кажется то, насколько празднично и независимо от этого спора проходит церковная служба. У Татьяны, как и у остальных женщин в церкви, на голове повязан платок. Во время православной службы происходит много движений и перемещений. Возможности присесть почти нет. Одни люди молятся, исповедуются, зажигают свечи, а затем, перекрестившись много раз, выходят из церкви. Другие беседуют с монахами, как они обычно разговаривают со своими соседями. Есть и такие верующие, которые, стоя, просят о благословении. У небольшого стола один монах кладет верующим в правую руку кусочек хлеба, который был предварительно погруженного в сосуд с красным вином, — это евхаристия.

Сила мощей

Татьяна в приподнятом настроении покидает церковь. Она работает в киоске, открытом круглые сутки, в том числе на Рождество. Каждый раз перед тем, как пойти в эту церковь, я ощущаю слабость, подавленность и отсутствие сил, признается она. И каждый раз, выходя из церкви, она чувствует прилив новых сил, новой энергии, и у нее всегда хорошее настроение. Здесь у нас лучшие священники Украины, убежденно заявляет она. Некоторые из них даже обладают провидческим даром. Здесь я постоянно обретаю внутреннее успокоение. Вероятно, это объясняется наличием многочисленных мощей и реликвий великих святых в подземных пещерах Лавры, предполагает Татьяна.

Эта 40-летняя женщина не всегда была религиозной. Десять лет назад она находилась в кризисном состоянии — развелась с мужем, много курила и пила. Она работала учительницей, но ее уволили. В тот момент я начала понимать, что моя жизнь кончена, говорит она. В какой-то момент она мрачнеет — когда узнает, что ее собеседник намерен посетить еще и Владимирский собор. Будьте осторожны! Это церковь Киевского патриархата. Это, скорее всего, религиозная община, но не церковь. То, что они делают, является нарушением правил православной церкви. В Киевском патриархате патриарх даже может жениться, и это, на самом деле, противоречит канонам Православной церкви, взволнованно говорит она. Но затем она меняет свою точку зрения. Не слушайте меня. Идите туда, куда зовет вас ваша душа!

Ее спутница, 85-летняя Евгения, кивает головой. Я не думаю, что существует только одна единственная благодатная церковь, говорит эта пенсионерка, которая всю свою жизнь проработала преподавателем кибернетики в университете. Вы знаете, в каждой церкви много лживого, и происходит борьба за власть. С рациональным подходом специалиста в области естественных наук эта пожилая дама объясняет, почему она, тем не менее, не отошла от веры. В любой церкви можно обрести Бога, с уверенностью говорит она. Решающей движущей силой любого человека является энергия, и нигде в другом месте нельзя найти такое большое количество позитивной энергии, как в церкви. Бог есть наивысшая концентрация позитивной энергии. И когда мы молимся, мы получаем позитивную энергию с небес, которую мы затем передаем в виде любви нашим близким.

И не имеет значения, какую именно церковь мы посещаем, неожиданно заявляет Евгения. Бог пребывает везде. Сама она — прихожанка четырех церквей — двух православных и двух протестантских. И таким образом, по ее словам, она получает больше энергии, чем те христиане, которые ходят только в одну церковь. По крайней мере, это имеет смысл делать из материальных соображений. Она страдает диабетом, а ее пенсии не хватает на лекарства, и поэтому она зависит от помощи со стороны ее церквей.


Как монарх

Вместе с тем, и Евгения не может объяснить, почему позитивная энергия не чувствуется у патриарха Филарета. С застывшим взглядом, направленным в сторону иконостаса, Филарет входит во Владимирский собор. Внутри он с помощью верующих терпеливо надевает длинные одежды и под пение хора занимает место на троне. Как монарх.

У Филарета большая борода, суровый взгляд, на голове у него епископская корона. Этот священнослужитель сделал уникальную карьеру. До развала Советского Союза он сам был наместником Московского патриархата на Украине. После этого он отвернулся от Москвы и прильнул к новому украинскому государству. В 1992 году Украинская православная церковь отделилась от Москвы, чтобы, создав самостоятельную церковь, общаться с московским патриархом на одном уровне. Уже давно московские коллеги Филарета отлучили его от церкви и подвергли анафеме. Более серьезными являются обвинения в том, что он в советское время якобы был агентом КГБ.

Однако его позиции в Киеве остаются непоколебимыми. Седовласый Филарет намерен при активной поддержке киевских политиков сформировать украинскую национальную церковь. Тем временем Филарет уже давно покинул свой трон. В сопровождении младших по чину служителей он, размахивая кадилом, проходит по церкви мимо фресок таких знаменитых русских художников, как Врубель, Васнецов, Нестеров, которые 120 лет назад изобразили с помощью масляных красок всю небесную драму на сводах и стенах собора. Земная драма в настоящее время происходит уже в головах людей.

Нынешний конфликт с верующими Московского патриархата вызывает у меня сильную боль, признается продавщица свеч в киоске, расположенном недалеко от церкви. Однако мирным посланием нельзя назвать то, что говорится вслед за этим. Она не может понять, как человек в настоящее время может чувствовать свою причастность к церкви, которая следует указаниям из Москвы. Будем надеяться на то, что моя церковь не согласится на какой-либо компромисс с Московским патриархатом! — и с этими словами она резко обрывает наш короткий разговор.

Я желаю вам веселого Рождества! — неожиданно говорит какая-то пожилая женщина, появившаяся перед церковью из темноты. С трудом эта бабушка опирается на палку, ее качает, а вьюга задувает ей в лицо. — А прежде всего я желаю, чтобы у нас на Украине и в церкви был мир!


***
Грешен тот, кто не любит свою родину. А как же — "и на земле мир"? В Киеве главы обеих враждующих церквей отмечают православное Рождество. Естественно, отдельно друг от друга.

Праздник на две даты

Рождество: в православной восточнославянской церкви оно приходится на 25 декабря — но по юлианскому календарю. По григорианскому календарю это 7 января.

Православные: К Украинской православной церкви Московского патриархата причисляют себя 15 миллионов верующих. Ее главой является московский Патриарх Кирилл. К Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя от 7 до 10 миллионов верующих. Кроме того, на Украине существует автокефальная церковь, а также греко-католическая церковь. Почти две трети из 45 миллионов украинцев являются неверующими.