В июне 2014 года прошел Открытый чемпионат Франции по теннису, победительницей которого стала Мария Шарапова. Она выразила свою радость следующим словами: «Я хотела бы разрезать этот трофей и разделить его на всех». Тем самым она выразила благодарность своим тренерам и команде. Среди них был и японский тренер.
«Ютаки нет здесь, но он сделал меня сильнее. Он научил меня скользить по грунтовому корту. Я благодарна ему за то, что он помог мне опять завоевать эту награду». Ютаке Накамура (Yutaka Nakamura), который смотрел телевизор в своем доме во Флориде, было приятно услышать это. С конца ноября он работал тренером по физической подготовке Шараповой, стремясь повысить ее подвижность и выносливость.
В 2004 году в 17 лет Шарапова стала победительницей Уимблдона. В следующем году она поднялась на первое место в рейтинге. Будучи высокой (188 сантиметров) и красивой, она работала также и в качестве модели. В 2008 году она была вынуждена сделать операцию на плече, в результате чего упала в рейтинге до 100 места. Для того, чтобы вернуться на вершину, она стала работать с Накамура.
«Корова на льду». Раньше Шараповой не удавалось показывать свой лучший теннис на грунтовом корте, поэтому она называла себя именно так. На грунтовом корте легко поскользнуться. Высоким теннисистам непросто сохранять баланс на таких кортах. Длинные руки и ноги не упрощали задачу. «Она обожает теннис, поэтому хочет стать совершенной спортсменкой», — говорит Накамура. В техническом плане у нее нет никаких проблем. Она тренировалась по максимуму с малых лет, поэтому играет как машина. Тем не менее ей не хватало амплитуды движений, вспоминает Накамура.
Необходимо было, чтобы она шагала шире и при этом садилась ниже. Накамура заставлял ее двигаться без ракетки. Затем он бросал ей мяч, который она отбивала, стараясь машинально понижать центр тяжести. «Мы постоянно требуем прогресса. Она была на первом месте, но ей есть куда расти». Базовые тренировки, а также улучшение гибкости и мышечной силы сразу же дали результат.
Шарапова победила на Открытом чемпионате Франции по теннису в 2012 году, выиграв четвертый в карьере «Большой шлем». В 2014 году она вновь стала победительницей Открытого чемпионата Франции, произведя впечатление совершенного спортсмена, который может и атаковать, и обороняться.
«В элите сознание и концентрация находятся на совершенно ином уровне», — говорит Накамура, живущий в США уже 25 лет. Что же он приобрел, общаясь с элитными атлетами и находясь в другой культуре?
25 лет в США, доверие со стороны элитных спортсменов
В декабре прошлого года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе проходил выставочный матч. На тренировочном корте появилась Мария Шарапова.
Фанаты тут же стали снимать ее на смартфоны. Вместе с Накамура Шарапова начала совершать легкие пробежки вдоль корта. Она не изменяет своему стилю: перед тем, как взять в руки ракетку, идет обязательный разогрев, который называется «активация». Мария подпрыгивала, повторяя движения Накамура. Затем приступила к растяжке ног. После этого Накамура стал кидать ей мяч, размером с волейбольный (вес примерно 900 грамм). Шарапова ловила его, стоя прямо, и возвращала, изгибаясь как при подаче и форхенде.
Разминка перед игрой занимает 45 минут. Более десяти минут было потрачено на активацию. Цель состоит в том, чтобы улучшить игру и снизить риск травм. «За счет стимулирования тела движения становятся плавнее. Шарапова больше других требует качественную подготовку, поэтому на нее уходит столько времени», — объясняет Накамура. «Это — как болид Формулы-1. Чем выше функциональность, тем он мощнее, поэтому на тело возлагается большая ответственность. Благодаря разогреву мышц и суставов появляется больше сил», — добавляет он.
Накамура продолжает двигаться, даже когда Мария начинает работать с мячом. Он собирает мячи, чтобы не прерывать тренировочный процесс. Через пять минут Накамура дал Шараповой напиток. Перед игрой тренер и спортсмен концентрируются на технике и тактике, поэтому Накамура уделяет внимание восполнению жидкости и телодвижениям. «Во время игр и тренировок она выкладывается по-максимуму. Она очень хочет победить, поэтому старается прежде всего не проиграть самой себе». Если тренировка идет два часа, значит она пройдет с полной выкладкой. Нужно определить время на подготовку. Перед этим необходимо поесть. Для этого, в свою очередь, нужно хорошо выспаться. Свою личную жизнь она планирует соответствующим образом. Чтобы находиться в элите, мелочей не бывает.
Россиянку Шарапову поддерживает многонациональная команда. Тренер по физподготовке Накамура из Японии, тренер из Голландии, физиотерапевт из Франции, партнер для разминки из Германии.
Американский менеджер называют команду «ООН». Накамура так комментирует работу с людьми из других стран и другой культуры: «Интересно, что у каждого есть свои национальные особенности. У нас дружная команда».
Как же Накамура удалось стать личным тренером Шараповой?
Он родился городе Матидаси недалеко от Токио. По совету старшей сестры в средней школе Накамура начал заниматься теннисом. В теннисном клубе, куда он ходил старшеклассником, тренировалась Ай Сугияма (Ai Sugiyama). Накамура видел, как элитные спортсмены отправлялись за границу примерно в десять лет. «Я был уверен в том, что для того, чтобы стать настоящим, нужно уезжать за границу». Закончив школу, в 1991 году Накамура отправился на стажировку в теннисную школу во Флориде Harry Hopman tennis camp, которую окончил Сюдзо Мацуока (Shyuzo Matsuoka).
В этой школе 45 кортов. Есть все покрытия, которые используются на турнирах «Большого шлема». На территории есть общежитие, тренажерный зал, бассейн. Там преподают специалисты по теннису, тренировкам, питанию и психологической подготовке. Также школа привлекательна тем, что там можно понаблюдать за игрой и тренировками мировых теннисистов.
До того, как стать журналистом, я занималась профессиональным теннисом. Я также занималась в этой школе, когда там не проходили международные соревнования. В этой школе училось много японцев, но я хорошо помню Накамура. Он был молчаливым человеком, но все впитывал очень жадно. Когда я рассказала о том, какое впечатление он на меня произвел, он рассмеялся: «Я дистанцировался от японцев. Если едешь в США, то надо учить английский язык. Возможно, я производил неприятное впечатление».
По словам Накамура, в американской школе он сразу почувствовал разницу в силе. Всем теннисистам, с которыми он занимался, было по 13-14 лет. Все они были младше него. Ему не удалось выйти на мировой уровень. Несмотря на это, Накамура решил найти работу, связанную с теннисом, поэтому он остановился на тренерской работе. «Я наблюдал за тем, как тренируют таких элитных теннисистов, как Джим Курье (Jim Courier, в то время он занимал первую строчку рейтинга), и мне это очень понравилось», — говорит он.
В 1993 году по совету тренерского штаба Hopman tennis camp Накамура поступил в Чепменский университет для того, чтобы изучать спортивную науку и другие дисциплины. «В первый год нам преподавали такие общие предметы, как история и социология, поэтому я не понимал, зачем нахожусь там», — говорит Накамура. Однако когда началось изучение трофологии и физиологии спорта, слова преподавателей стали проникать вглубь.
Студенты проводили даже вскрытие, поэтому Накамура понял, насколько важно полностью изучить человеческое тело. «Я хотел изучать строение костей и мышц, поэтому не понимал, зачем нужно знать о движениях сердца и внутренних органов. О том, сколько литров крови. Оказалось, что все это взаимосвязано». Накамура записывал лекции на диктофон и задавал вопросы репетиторам. Если у него все-равно оставались вопросы, он шел к преподавателям.
В 1998 году после окончания университета он начинает работать в качестве тренера. В то время было немного тренеров, которые специализировались на теннисе. Через два года Накамура вливается в команду Дженнифер Каприати (Jennifer Capriati), которая в 2001 году становится первой теннисисткой в мира. Накамура идет по своему карьерному пути шаг за шагом. В 2004 году к нему обращается Теннисный фонд Масааки Морита, занимающийся воспитанием японских спортсменов на базе академии спорта IMG Academy (Флорида), членом которой является Мария Шарапова. «Я был очень рад, когда со мной связались. Дело в том, что до этого я мало работал с японцами».
В результате отбора в США приехало три школьника. Накамура должен был заниматься тренировками после занятий, однако через несколько дней он начал вставать в полпятого утра и принимать участие в занятиях, которые начинались в шесть часов десять минут утра. «Иностранцы обычно работают только в установленное время. Если сверхурочные небольшие, они не будут работать. Но Накамура не выражал недовольство и заряжал нас энергией 24 часа в сутки. Я думаю, все были рады этому», — говорит Тору Ёнэдзава (Toru Yonezawa), работавший тренером в Фонде Морита.
В присутствии молодых спортсменов, покинувших свой дом, Накамура часто спрашивал у Ёнэдзава, который был профессиональным спортсменом: «Что вы ели, когда были спортсменом?». По словам Ёнэдзава, он ел много овощей; его диета была сбалансированной. Благодаря таким непосредственным диалогам студенты естественным образом обучались тому, в чем они должны хорошо разбираться.
Желание поделиться опытом с Японией
Среди трех школьников, приехавших в Японию, один был худым и молчаливым. Тем не менее у него был стержень. Это — Кэй Нисикори (Kei Nishikori), которому тогда было 14 лет. Он оттачивал свое мастерство с сильными игроками из разных стран. Когда остальные совершали легкую пробежку, он бежал в собственном темпе, не щадя себя. По словам Накамура, главное отличие состоит в способности предвидеть. Были более быстрые спортсмены, которые успевали за мячами, летящими то вправо, то влево. В свою очередь, Нисикори читал движения и слабости своих соперников.
«Скорость нужна обязательно». Накамура говорил об этом Нисикори ежедневно. Обычно японцы небольшого роста, поэтому у них низкий центр тяжести. Скорость — их оружие. В 2014 году на Открытом чемпионате США по теннису Нисикори дошел до финала. Вернувшись на родину и отвечая на вопросы журналистов, он заявил следующее: «Достаточно скорости и техники. Я никогда не задумывался о том, что я низкого роста и недостаточно мощный». Он хорошо усвоил уроки Накамура.
По словам Накамура, в сравнении с 90-ми годами, когда играл высокий Мацуока (188 сантиметров), чьей сильной стороной являлась мощная подача, в настоящее время появились корты, на которых небольшим японцам проще играть. Зрители стали заявлять о том, что они хотят видеть не только подачи на вылет, но и длинные розыгрыши. В результате появилось больше медленных кортов. Наиболее быстрыми были уимблдонские травяные корты, поэтому руководство решило поменять газон, в результате чего мяч стал отскакивать выше. «Розыгрыши стали длинными, поэтому физическая подготовка крайне важна. Требуется все: выносливость, сила и скорость. Если одного из этих компонентов не хватает, выиграть невозможно».
Спортивная наука также развивается, поэтому средний возраст спортсменов увеличился. В начале этого года средний возраст теннисистов из первой пятерки составляет 29,8 лет. Это — на семь лет больше, чем десять лет назад. Среди теннисистов из первой десятки Нисикори самый молодой. Среди женщин 34-летняя Серена Уильямс (Serena Williams) продолжает занимать первую строчку рейтинга. Сейчас нельзя победить только за счет молодости. Необходим комплекс качеств.
В 2005 году Накамура стал ответственным за тренировочный процесс в Академии IMG. С 2011 года он работает тренером Шараповой. В США принято действовать в стиле «сначала надо попробовать, а там будет видно», поэтому, будучи студентом, Накамура тренировал команды по американскому футболу и баскетболу. После окончания университета он сразу стал тренером Каприати. «Тебе доверяют такие вещи, от которых мурашки по коже. Это — интересно и страшно одновременно», — говорит он.
Есть у тебя способности или нет, тебя заставляют что-то делать. Если способность есть, то ты растешь, если нет, то на этом все заканчивается.
По всей видимости, Накамура завоевал доверие благодаря тому, что он постоянно впитывает передовые теории и знания, а также не показывает свои сомнения спортсменам. «Нужно быть пунктуальным, следовать своим словам, все это — естественно для японцев, однако я думаю, они обратили внимание на мое серьезное отношение», — вспоминает Накамура.
В начале декабря в тренажерном зале академии IMG со штангами и гантелями занимались бейсболисты и легкоатлеты. Когда один из спортсменов сказал Накамура, что это поможет ему стать сильнее, он ответил: «Все, кто только пришел в IMG, так думают. Тем не менее академия большая, поэтому если у вас не будет персонального тренера, вы не продержитесь долго». Нередки случаи, когда перспективные спортсмены заканчивают карьеру уже через несколько лет. Да, мир живет по закону джунглей.
В этот день Накамура тренировал гольфистку Джессику Корду (Jessica Korda). В свободное время ему помогает Мария Шарапова. Во время совместной пробежки Накамура сказал Джессике, что он вновь начал пить кофе. По его словам, он не пил кофе несколько недель для того, чтобы изучить воздействие кофеина на тело. Когда Накамура сказал, что сейчас он пьет кофе с кокосовым маслом, Джессика очень удивилась.
Может показаться, что это — обычная болтовня, но это не так. Вспоминая собственный опыт, я могу сказать о том, что в период жестких тренировок беседа о том о сем во время пробежки как глоток свежего воздуха. Именно поэтому характер тренера имеет огромное значение. Спортсмены знают все о соревнованиях, но что касается методов тренировок и питания, то крайне необходим человек, который будет помогать в этих вопросах.
«Разговоры очень важны. Для того, чтобы увеличить концентрацию, необходимо расслабляться. Элитные спортсмены должны уметь включаться и выключаться. Этому я научился за рубежом», — говорит Накамура.
В конце тренировки Накамура угостил Джессику смузи собственного приготовления, в который входит капуста и клубника. Что нужно для того, чтобы достигнуть результата как можно быстрее? Помимо тренировок сейчас необходимо заботиться о питании и восстановлении. Отец Джессики (Петр Корда) — бывший чешский теннисист. В 1998 году он стал победителем Открытого чемпионата Австралии. Он попросил Накамура, чтобы тот вырастил из его дочери атлетку, которая сможет шагнуть за рамки гольфа. «Ютака обладает огромным опытом и знаниями. Кроме того, он является представителем другой культуры. Надеюсь, благодаря ему моя дочь будет развиваться небывалыми темпами», — говорит Петр.
Сейчас в самом разгаре Открытый чемпионат Австралии по теннису, который открывает серию турниров «Большого шлема». Шарапова отказалась от участия в турнирах, стартовавших в начале этого месяца, сконцентрировавшись на Australian Open. Она не принимала участия в официальных играх более двух месяцев, поэтому ее первый матч 18 января был крайне важен с точки зрения вхождения в игру. Сможет ли она сконцентрироваться и не суетиться? Будет ли она двигаться, поддерживая собственный ритм, даже во время пауз? За ней в своем доме во Флориде наблюдал Накамура, видя, как она преобразует свое волнение в энергию.
«На турнирах “Большого шлема” все волнуются во время первой игры. Я видел, что за ее волнением скрывается агрессивность. Это — менталитет чемпиона. В нужный момент появляется сильный спортсмен».
Основатель академии IMG Ник Боллетьери (Nick Bollettieri), курировавший Шарапову с девяти лет, высоко отзывается о своей подопечной: «Шарапова ненавидит, когда кто-то дает ей пинок под зад. Они хорошо совместимы с Ютака, поскольку он предпочитает мягкий подход». Руководители доверяют ему, поскольку он дает результат. «В нашем мире результат — это все. Мы живем по жестким правилам, но зато четко видно, где черное, а где белое», — говорит Накамура. В будущем он хотел бы поделиться своим опытом с Японией.