Полмиллиона человек посетили выставку картин художника Валентина Серова, отца русского импрессионизма. В России объяснили неожиданную популярность выставки ростом национализма.

Даже в очереди на художественную выставку возможны ругань, вандализм и драки, особенно если посетителям приходится часами ждать на российском морозе, как выяснили за минувшие две недели жители Москвы. Невероятная истерия вокруг самой успешной выставки картин в истории страны поразила российские СМИ, и они попытались объяснить этот ажиотаж ростом националистических настроений в России.

Более 440 тысяч россиян посетили выставку картин художника Валентина Серова (1865-1911), считающегося отцом русского импрессионизма, сказала Зельфира Трегулова, генеральный директор «Третьяковской галереи», где проходит выставка. Трегулова сказала также, что столь массовое нашествие посетителей сделало выставку самой успешной в истории музеев России и СССР. Выставка, открывшаяся около полугода назад по случаю 150-летия галереи и закрывающаяся сегодня, стала первой для посетителей возможностью увидеть все работы Серова в едином комплексе — для мероприятия были взяты картины из 25 российских музеев и четырех иностранных.

Выставка сразу оказалась популярной, но в последние недели число россиян, желавших посмотреть картины, резко выросло. Иногда посетителям приходилось ждать своей очередь по пять часов под снегом. Местные СМИ сообщили, что атмосфера в очередях была напряженной, и часто вспыхивали конфликты между стоявшими в очереди в кассу и теми, кто купил электронные билеты, теоретически предоставлявшие возможность пройти в музей без очереди.

Истерия достигла пика в минувший четверг, когда посетители выломали дверь музея. Администрация объяснила это тем, что сначала люди при виде длинной очереди переносили визит на другие дни, но теперь выставка подходила к концу, и у желающих осталась последняя возможность увидеть эти картины вместе. В музей устремились тысячи человек. Российские СМИ осудили насилие в очередях и назвали нарушителей порядка бескультурными людьми, не понимающими, как следует вести себя в музее.

Российские политики тоже присоединились к общему энтузиазму по поводу выставки Серова. Среди самых известных работ художника следует назвать «Девочку с персиками» (1887 год), а также портреты многих деятелей культуры, купцов и политиков своего времени, включая легендарного певца Федора Шаляпина, композитора Николая Римского-Корсакова и Николая II, последнего императора России.


Российский президент Владимир Путин тоже посетил выставку. Он сфотографировался на фоне картин и поинтересовался у работников музея, знают ли они об «интернет-меме», изобразившем «Девочку с персиками» за праздничным новогодним столом. Министр культуры России Владимир Мединский сообщил в «Твиттере», что по его просьбе в последний день выставка будет открыта до ухода последнего посетителя.

В российских СМИ опубликовано множество комментариев и аналитики с попытками объяснить феномен массового посещения выставки картин Валентина Серова. Многие вспоминали об очередях за водкой и продуктами питания в СССР и приветствовали тот факт, что на сей раз очередь была образована из-за жажды приобщиться к культуре. Некоторые объяснили это явление тоской россиян, живущих в условиях разрыва с Западом из-за санкций, по временам, когда Россия была частью европейских держав.

Как и другие журналисты, Сергей Медведев, пишущий в «Форбсе», предположил, что популярность выставки объясняется ростом националистических настроений и осудил попытки представить Серова в качестве подлинно русского художника, связанного с величием Российской империи: «Я был там в ноябре, и уже тогда в воздухе висело нездоровое оживление, большинство пришло явно не за искусством, а за сеансом имперской ностальгии и идентичности, как на выставке “Романовы”. И как обычно, ресентимент кончается истерикой, выломанной дверью и разбитым носом».

«Уют великой европейской культуры, в которой мы — не чужие, не изгои, а блистательные среди равных. Европа, с которой мы связаны семейными, династическими, культурными, финансовыми нитями, из которой мы были изгнаны и на которую смотрели из-за железного занавеса, как на навсегда утраченную, запретную и бесконечно далекую, — вот в какой реальности оказывается посетитель выставки Серова», — написано на сайте «Лента».