В 718 году н.э. закат христианской Европы, казалось, был вопросом времени. По приказу брата халифа, Масламы, войско, насчитывавшее примерно 200 тысяч мусульман, окружило византийский Константинополь. При задействовании 1800 кораблей город был отрезан и со стороны моря. В то же время, в 2200 км к западу, состоявшее из арабов и берберов войско готовилось к вторжению во Францию. В качестве первого христианского бастиона в 719 году пал Нарбон.

Находка археологов, которую им удалось обнаружить в городе Нам в Провансе, относится к этому периоду. Речь идет о трех могилах с останками берберов. Согласно данным радиометрических исследований, останки датируются концом VII или началом VIII века. Дополнительную информацию дает и положение скелета. Тела, по всей видимости, были захоронены сознательно таким образом, что лица усопших повернуты в сторону Мекки.

Наконец, генетический анализ свидетельствует о наличии родственных связей с Северной Африкой. Согласно данным команды исследователей онлайн-издания  PLOS One, под городом Ним в начале VIII века производились захоронения берберов, воевавших в войске, с которым халифы династии Омейядов завоевывали Магриб и Иберийский полуостров. Многие берберы из Северной Африки в то время приняли ислам.

То, что останки усопших не указывают на насильственную смерть, не противоречит такой трактовке. Напротив, до того, как войны стали вестись с использованием техники, большая часть людей погибала на поле боя из-за болезней, а не от ранений. Но соотносится ли смерть троих берберов с каким-то конкретным историческим событием, точно неизвестно.


В 710 году первое мусульманское войско вышло из Марокко через Гибралтарский пролив. В следующем году войско повел Тарик ибн Зияд, принявший ислам бербер. На реке Гуадалете между Кадисом и Севильей ему противостоял король вестготов Родерик. Сражение было проиграно, король погиб. Через несколько лет мусульмане завоевали новые территории полуострова для халифа Дамаска. Свободными остались только крайние северные территории и Страна басков.

Еще в то время когда наместники династии Омейядов создавали аль-Андалус, мусульманские войска перешли Пиренеи и вторглись на юг Франции. Хотя в 721 году они потерпели поражение у Тулузы, вскоре после этого они завоевали Каркасон и Ним, Бордо был разграблен, арабско-берберские войска дошли вплоть до Бургундии.

В 732 году полководец Абд ар-Рахман (Abd ar-Rahman) продвинулся с большим войском на север. Планировал ли он в то время завоевание французской империи или только величественных монастырей Тура, неизвестно. Между Туром и Пуатье предводитель франков Карл Мартелл вместе с лангобардами и саксами перекрыл дорогу арабам. Их потери, в том числе, предводителя, были настолько велики, что это сражение у мусульман вошло в историю как «сражение на дороге мучеников».

Как отмечал известный британский ученый Эдвард Гиббон (Edward Gibbon), если бы не победа Карла,  в Оксфорде вместо Библии учили бы Коран. Современные историки считают поход Абд ар-Рахмана, напротив, скорее трофейным походом без стратегического значения. Иначе они трактуют успех, который достигли византийцы в 718 веке у Константинополя. Он закрепил восточный фланг Европы на многие века.

Свидетельство мирного сосуществования?

Находка у Нима в этой связи порождает ряд вопросов. Поскольку анализ скелета отсылает к середине VIII века, возможно, мусульмане жили на юге Франции и после битвы при Пуатье. Хотя источники указывают на то, что наместники аль-Андалуса большую часть своего войска отвели в 738 году за Пиренеи, но Нарбон и окрестные территории находились и далее под их контролем. Возможно ли в этой связи, что там и далее существовали мирные контакты?

Археологи не стремятся делать выводы о жестком разделении религиозных сообществ, исходя из положения мусульманских могил у Нима  Хотя берберы осознанно были похоронены за пределами христианского кладбища, это не должно интерпретироваться как враждебный акт, отмечают ученые. Намного более вероятно то, что это может быть доказательством того, что люди в VIII веке уважали религиозные чувства представителей других религий.