Успех всегда относителен. Даже операция, при которой две трети задействованных военных погибнет или попадет в плен, может оказаться победой. При условии, что цель является достаточно важной. Как, например, сухой док в Сен-Назере на побережье Атлантики во Франции. Телеканал N-24 представляет документальный фильм, посвященный операции «Колесница», проходившей 28 марта 1942 года.

В начале 1942 года стратеги британско-американского командования столкнулось с серьезной проблемой — для продолжения войны в Европе и Северной Африке необходимо было на протяжении многих недель через Атлантику доставлять в Великобританию сотни тысяч тонн оружия и подкрепления.

Поджидавшие на пути немецкие подводные лодки представляли собой большую опасность, но еще опаснее был линкор «Тирпиц», крупнейший в истории европейский боевой корабль. В январе 1942 года корабль из того же семейства, что и затонувший в мае 1941 года «Бисмарк», был переброшен в Норвегию и своим присутствием тут же стал помехой на пути доставки подкрепления Советскому Союзу через Северный ледовитый океан.

Еще большую опасность мог представлять быстрый, мощный и хорошо защищенный корабль, если бы он вступал в бой из Франции со стороны Атлантики. Королевскому военно-морскому флоту вряд ли повезет еще раз так, как это случилось с «Бисмарком», к тому же большая часть мощных кораблей была задействована в Средиземном море, но, прежде всего, в Тихом океане, или была уже повреждена или потоплена.

Но задействование «Тирпица» зависело от наличия соответствующего, достаточно большого дока — такой в Западной Европе был только в Сен-Назере. Он был построен с 1924 по 1928 год для осуществления ремонтных работ гражданского французского лайнера «Нормандия». 350 м в длину и 50 м в ширину — он мог спокойно вместить «Тирпиц» длиной 251 м и шириной 36 м. Без этого дока линкор практически невозможно было задействовать в Средней Атлантике.

Об этом, конечно, знали не только спецслужбы королевского военно-морского флота, но и немецкий адмиралтейский штаб. Поэтому огромный док находился под надежной охраной. Нападение с воздуха было практически исключено, поскольку даже самые тяжелые бомбы, находившиеся в распоряжении в начале 1942 года, с 1400 кг взрывчатки, могли только после десятка ударов разрушить шлюзные ворота.

То есть единственной возможностью оставался только удар из непосредственной близости — задание для лучшего спецназа времен Второй мировой войны, британских коммандос, чье имя давно стало синонимом высокорискованных операций.


В задачи образованных после катастрофичного отступления из Дюнкерка в 1940 году подразделений (сначала было две, потом четыре бригады) входила быстрая и четкая реализация, в общем-то, невыполнимых операций. Только в оккупированной Франции подразделения с 1940 по 1944 год совершили 36 операций. Они совершали нападения и конфисковывали немецкие радарные установки, осуществляли подрывы стратегически важных мостов и выводили из строя важные индустриальные объекты.

Эсминец как плывучий таран

Крупнейшее на тот момент командное подразделение направилось в конце марта 1942 года в сторону Сен-Назера и дока для «Тирпица». Чуть больше 600 военных, 265 из которых являлись членами коммандос зашли на борт устаревшего эсминца и почти двух десятков небольших катеров. Судна были переоборудованы таким образом, чтобы их силуэты были похожи на немецкие корабли.

Их задача была понятна — эсминец «Кэмпбеллтаун» должен был протаранить шлюзовые ворота дока. Для этой цели судно было оснащено плавучим тараном с взрывчатым наполнением — носовая часть судна была залита бетоном, внутри которого находилось 4,5 тонны взрывчатки, включая взрыватель замедленного действия.

Вскоре после полуночи 28 марта 1942 года эсминец «Кэмпбеллтаун» и катера сопровождения подходили к Сен-Назеру. Около часа ночи немецкие войска увидели приближавшиеся без предупреждения соединения, но они не были классифицированы как вражеские. Это произошло в 1:28 ночи.

И вот плавучую бомбу от цели отделяли только три километра. Большая цель привела и к первым потерям на борту. Но уже в 1:34 часа корабль на полном ходу протаранил западные шлюзовые ворота и «впечатал» носовую часть в стальную конструкцию ворот.

Бойцы коммандос и другие военные с катеров покинули борт, чтобы разрушить оставшиеся цели — насосные сооружения дока, а также шарниры восточных ворот. Практически все было реализовано в соответствии с планом.

Почти все — кроме запланированного возвращения. Катера были частично потоплены, частично они спасались от образовавшегося огня, прежде чем выполнить свою задачу. Из числа бойцов британских коммандос, которым вообще удалось добраться до суши, в бою погибли 64 человек, 109 были взяты в плен. Только пять членов коммандос успешно перебрались через Испанию в Великобританию. Кроме того, погибли 105 солдат королевского флота, 106 попали в плен. Только 223 человек вернулись на Родину.

В то время еще не был в действии печально известный приказ Гитлера, в соответствии с которым пленные члены подразделений спецназа тут же расстреливались или отправлялись в Гестапо. С британскими бойцами элитного подразделения обращались довольно прилично. Они были отправлены в обычный лагерь для военнопленных, в котором большая часть из них оставалась до 1945 года.

Через девять часов после таранной атаки произошел взрыв «Кэмпбелтауна» — около 350 солдат и гражданских лиц, которые находились в тот момент на борту и пытались оттащить судно от ворот, погибли. Док пришел в полную негодность. Только спустя восемь лет он был восстановлен. «Тирпиц» остался в Норвегии и никогда не был задействован в боях в Атлантике.