Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков — приятный человек. Можно сказать, добродушный.
Я встречалась с ним несколько раз во время государственных визитов в резиденцию Путина Ново-Огарево. Он был открыт и дружелюбен, совершенно не похож на прочих мужчин вокруг Путина, которые отказываются от любых контактов, кроме чисто формальных.
Пока Путин принимал гостей, Песков по собственной воле приходил в пресс-центр, отвечал на вопросы или просто болтал с нами. Это было что-то новенькое для кремлевского чиновника. Песков стал популярен среди журналистов.
Мы сделали вывод, что Путин намеренно принял на работу такого современного человека, как Песков, чтобы несколько смягчить свой образ.
Песков может позволить себе быть доступным для общения, но он и не принадлежит к кругу ближайших друзей. Друзья Путина так тщательно скрываются от прессы, что сложно даже найти их фотографии. В качестве примера можно привести бизнесмена Николая Шамалова, чей сын Кирилл женат на дочери Путина.
В течение долгого времени путинскому кругу удавалось ускользать из поля видимости общественного радара. Конечно, их имена не были тайной: все знали о дачном кооперативе «Озеро», который Путин с партнерами учредили еще в 1990-е годы. Среди собственников кооператива — бывший глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, предприниматели Юрий Ковальчук и Николай Шамалов (оба владеют крупными пакетами акций в банке «Россия»). Участники «Озера» в 1990-х годах покупали соседние дачные участки вокруг озера Комсомольское под Санкт-Петербургом. У них имеется общий банковский счет. Вместе они ведут многие дела, например, в банке «Россия», акционерами которого являются. Но Путин в этих делах не участвует — во всяком случае, официально.
Председателя совета директоров банка «Россия» Юрия Ковальчука иногда называют «банкиром Путина». Еще один акционер банка — виолончелист Сергей Ролдугин, старинный друг президента и крестный отец его дочери Марии.
Ролдугин никогда не скрывал своих близких отношений с Путиным. Напротив, он давал интервью о друге молодости и рассказывал, как познакомил Путина с его женой Людмилой — теперь уже бывшей. Ролдугин был белой вороной: виолончелист, посвятивший свою жизнь искусству и не заинтересованный в деньгах.
Но никому не было известно, что Ролдугин зарабатывает 65 миллионов шведских крон в год и втайне владеет акциями крупных российских предприятий. Также никто не знал, что банк «Россия» гоняет деньги от одной офшорной фирмы к другой, и часть средств попадает в частный горнолыжный центр Игора под Санкт-Петербургом. Игора на 25% принадлежит Юрию Ковальчуку.
Именно там сыграли свадьбу младшей дочери Путина Екатерины.
Все это всплыло на поверхность в результате утечки панамских документов на прошлой неделе. В России это событие вызвало различные реакции. Независимая «Новая газета», получившая доступ к панамским бумагам, опубликовала несколько крупных разоблачений в связи с деятельностью российских министров, чиновников и олигархов в офшорах. Эти сведения цитируют и распространяют другие независимые СМИ, такие как радио «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь», а также социальные сети и веб-издания.
В государственных масс-медиа, напротив, царит тишина. Некоторые ограничились тем, что назвали утечку очередным приемом в информационной войне против России. С другой стороны, СМИ охотно пишут о том, что украинский президент Порошенко и покойный отец британского премьер-министра Дэвида Кэмерона владели офшорными фирмами.
Разговаривая с друзьями в Москве, я ясно вижу, что их общие выводы сходны со словами писателя Михаила Зыгаря в интервью DN: «Все политики — свиньи, и наши не хуже и не лучше прочих».
Тот факт, что исландскому премьер-министру, в отличие от российских участников скандала, пришлось уйти в отставку, не вызвал никакого резонанса. Нельзя сказать, что разоблачения действительно могут пошатнуть режим Путина. Он по-прежнему в безопасности.
Но панамская утечка все же имеет важное значение для России. Она стала частью явления, которое окружение Путина не сумело предвидеть, хотя российская журналистика давно готовила почву: в конечном счете, власти не смогут скрыть, чем занимаются.
Много лет друзья Путина были недосягаемы и благодаря своему могущественному защитнику могли творить, что хотят. Россия — не демократия, но она и не закрытая диктатура. Россия — часть глобального информационного потока. Граждан нельзя изолировать от него.
Мир изменился. Утечки данных происходят все чаще. Швейцарские адвокаты и тайные банковские счета больше не дают стопроцентной гарантии.
Министры и высокопоставленные чиновники, которые много лет занимались тем, что по-русски называется «откат» (неофициальное взимание денег с предприятий в обмен на государственные заказы), и выводили деньги за пределы страны, больше не смогут спокойно продолжать свои дела.
Дмитрий Песков заявил телеканалу «Дождь», что не произошло ничего незаконного. Частично он прав. В России не считается незаконным учреждение офшорных компаний и размещение доходов согласно собственному желанию.
Проблема заключается в том, что этим занимались друзья Путина, ведь Путин неоднократно жестко высказывался против российских олигархов, использующих этот способ, чтобы скрыться от уплаты налогов.
«Предприятия, которые помещают деньги в компании в офшорах, должны платить налог в России. Эти деньги принадлежат российскому государственному бюджету. Учреждайте офшорные компании, только налоги платите», — заявил Путин в послании парламенту в 2013 году.
Он выступал в роскошном мраморном Георгиевском зале — одном из самых известных залов Кремля. Над головой президента помещался герб России — двуглавый орел. Требование вернуть поток доходов в Россию было встречено громовыми аплодисментами.
Путин отметил также, что зарегистрированные за границей предприятия не будут иметь права на государственные кредиты или гарантии. Через три года министерство финансов сообщило, что российские банки, попавшие в санкционный список Запада, получат государственную помощь. Одним из них был банк «Россия», который, как оказалось, имел в собственности офшорные фирмы.
В 2014 году Путин ратифицировал закон, принуждающий владельцев компаний в офшорах платить налоги в России. В прошлом году все нарушители этого закона попали под амнистию под тем предлогом, что они платят налоги и переводят свои доходы в Россию.
Другими словами, борьба с офшорными компаниями была одним из приоритетов путинской политики. Вот почему так бросается в глаза, что круг ближайших друзей Путина не был затронут, хотя систематически вел деятельность именно этого рода.
Вернемся к Дмитрию Пескову. В прошлом году он женился на олимпийской чемпионке в танцах на льду Татьяне Навке. Пышную «свадьбу года» в Сочи много обсуждали в российской прессе. Вскоре после нее известный блоггер Алексей Навальный опубликовал заметку о том, что часы на правом запястье Пескова — не простые часы, а Richard Mille RM 52-01, каких в мире существует всего тридцать штук. Одни такие часы стоят около 5,5 миллионов шведских крон.
Навальный поднял вопрос, как чиновник, который работает в российском госаппарате с 1989 года, может позволить себе такие часы. Песков ответил, что получил их в подарок от жены.
«Она купила их на свои деньги. Что это были за деньги, никого не касается», — сказал Песков российской газете RBC.
Тогда Навальный сообщил, что молодожены отправились в свадебный круиз по Средиземному морю на роскошной яхте Maltese Falcon, аренда которой обходилась в 3,2 миллиона крон в неделю. Песков сказал, что это неправда, и заявил, что они с женой провели медовый месяц в отеле на Сицилии.
Но через год разразился Панамский скандал, и стало известно, что у Татьяны Навки есть средства в офшорной фирме под названием Carina Global Assets. Фирма была зарегистрирована в 2014 году, то есть за год до свадьбы. Доказательства неопровержимы и включают в себя копию паспорта Навки и чеки по ее коммунальным платежам в Москве.
Доходы Carina Global Assets достигали миллиарда долларов. В ноябре 2015 года фирма была закрыта.
При разоблачении документов об офшорах и Навка, и Песков лишь делали удивленный вид. Песков заявил, что ни жена, ни он сам никогда не владели офшорными компаниями. В комментарии для «Новой газеты» Навка сказала, что не представляет, как копия ее паспорта и коммунальные счета могли попасть в руки офшорной фирмы. «Хотела бы я сама знать, как это случилось», — заявила она в своем комментарии, довольно красноречивом с точки зрения всего скандала.
Вообще некоторые стремительно разбогатевшие лица в ближайшем кругу Путина имеют одну весьма комичную черту: у них слабость к роскоши, которую они не в состоянии скрывать. Им необходимы символы статуса — часы, яхты, дизайнерские украшения. Они просто не думают, как это выглядит со стороны, поскольку в их понимании нет ничего странного в дорогих вещах у государственного чиновника. И эта беспечность становится опасной в современном мире, где фотографии и прочая информация распространяются со скоростью света.
У Пескова возникла конкретная проблема, потому что он, в отличие от Ковальчука и прочих бизнесменов, нарушил закон. С 2013 года для российских чиновников и их семей незаконно иметь иностранные доходы. Конечно, Carina Global Assets уже не функционирует, но по закону фирма должна была быть закрыта не позже, чем через три месяца после заключения брака. Этого не произошло, компания прекратила деятельность лишь в ноябре 2015 года.
Песков фактически расписался в нарушении, заявив, что у него нет времени давать комментарии о фирмах, которые, по его словам, никогда не существовали.
Супруги Песковы оказались в хорошей компании. Панамские документы разоблачили множество высокопоставленных чиновников, имевших доходы за рубежом, в том числе, министра экономики Алексея Улюкаева, вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, заместителя министра внутренних дел Александра Махонова.
Некоторым, как, например, Ликсутову, удалось сохранить деньги, применив творческий подход. Сперва он переписал все средства на жену, а потом развелся, до того как закон вступил в силу. Другие поступили, как Алексей Улюкаев, который назначил 21-летнего сына исполнительным директором фирмы и успел закрыть ее, прежде чем новый закон стал свершившимся фактом.
Формально ни Ликсутов, ни Улюкаев не совершили правонарушений. Но их действия вызывают вопросы. Что за доходы у государственных служащих, если они идут на развод, чтобы обойти закон?
В 2013 году сам Путин сообщил, что примерно 111 миллиардов долларов были выведены из России путем использования офшоров, то есть без уплаты налогов. Другими словами, речь идет о проблеме гигантского масштаба.
Имя Путина не встречается ни в одном из документов панамского досье. Вопрос в том, почему он ничего не предпринимает. По информации блоггеров-расследователей, например, Алексея Навального, и иностранных экспертов, таких как Карен Дарвиша (Karen Darwisha), ответ заключается в том, что немалая часть вышеупомянутых доходов принадлежит именно Путину — не формально, а на практике. Его друзья могут распоряжаться состояниями, лишь пока Путин получает свою часть дохода.
Попавшись на денежных махинациях, российская элита не демонстрирует ни капли раскаяния. Напротив, она возмущена.
Дмитрий Песков говорит об «антирусской бацилле» и «путинофобии», из-за которых иностранная пресса не может сказать ни единого доброго слова о России. Глава крупнейшего государственного банка «Сбербанк» Герман Греф призывает «не жарить горячие пирожки» из панамских документов. Директор банка ВТБ Андрей Костин называет утверждение об участии Путина «чепухой» и добавляет, что горнолыжный курорт Игора, где выходила замуж дочь Путина, не такой уж и дорогой. Банк ВТБ, крупнейшим акционером которого является российское государство, тоже упоминается в панамских документах как учредитель так называемого банка РСБ на Кипре, который использовался, чтобы проводить деньги из шелл-команий в Игору.
А что же говорит сам Путин? Через три дня после утечки панамских документов он сделал практически ликующее заявление.
«Вашего покорного слуги там нет, так что не о чем говорить», — сказал Путин с улыбкой.
«Но задание-то есть», — заявил он позже. Вот упоминаются некоторые друзья президента, кажется, они что-то сделали, вроде бы, это имеет отношение к коррупции. Но какое? Там ничего нет!
Путин говорит, что гордится своим другом Сергеем Ролдугиным.
«Нет ничего странного в том, что творческие личности в России занимаются бизнесом. Ролдугин — миноритарный акционер некоторых наших компаний, он зарабатывает на этом деньги, но речь не идет о миллиардах долларов, это чушь. Большую часть этих денег он тратит на закупку музыкальных инструментов. Дорогих инструментов, которые он передает во владение государства. Он организует концерты за рубежом, экспортирует российскую культуру и финансирует ее из собственных доходов. Я горжусь таким другом».
Путин затронул один существенный момент. Он очень верный человек и никогда не бросает друзей в беде. Этим он прославился, еще будучи правой рукой бывшего мэра Санкт-Петербурга Александра Собчака. Это он устроил для Собчака тайный отъезд из России, когда возникла угроза полицейского расследования в связи с нарушениями мэра при приватизации недвижимости.
Путин утверждает, что за панамской утечкой стоят США, и «Wikileaks уже доказали это». Путин предпочитает игнорировать тот факт, что премьер-министру страны-члена НАТО Исландии пришлось уйти в отставку, а проамериканский — с русской точки зрения — президент Украины Петр Порошенко поехал на Британские Виргинские острова, чтобы зарегистрировать компанию.
Как обычно: все хотят ослабить Россию.
Путин и его окружение приравнивают утечку к атаке на российское государство, хотя это, в первую очередь, удар по ним самим.
Все логично. Именно себя они и считают российским государством.
Лица из окружения Путина, связанные с панамскими документами
Дмитрий Песков — пресс-секретарь Путина. 48 лет, вырос в Москве в семье дипломатов. Свободно владеет турецким языком, некоторое время работал в посольстве России в Анкаре. Представитель Путина с 2000 года. Женат третьим браком на Татьяне Навке.
Татьяна Навка — жена пресс-секретаря Путина. В 2006 году завоевала олимпийскую золотую медаль в танцах на льду. Согласно панамским документам, в 2014-2015 годах ей принадлежала офшорная компания с доходами до миллиарда долларов.
Юрий Ковальчук, часто называемый «банкиром Путина». 64 года, родился в Ленинграде. Председатель правления и крупнейший акционер банка «Россия». Один из партнеров Путина в дачном кооперативе «Озеро». После захвата Россией Крыма в 2014 году попал в «черные списки» ЕС и США. В панамских документах упоминается из-за своей роли в банке «Россия», который с помощью юристов в Швейцарии проводил деньги в офшоры.
Сергей Ролдугин считается лучшим другом президента. 64 года, родился на Сахалине. Профессиональный виолончелист, дал несколько интервью, в которых делился воспоминаниями молодости о Путине. Акционер банка «Россия». Согласно панамским документам, его годовой доход достигает 65 миллионов крон. Тайно владеет долей в российском рекламном бюро Video International. Считается, что он скрывает богатство Путина.
Николай Шамалов — член семьи Путина по браку сына. 66 лет, место рождения не известно. Владеет немалой долей в банке «Россия», член дачного кооператива «Озеро». Его сын Кирилл Шамалов женат на младшей дочери Путина Екатерине Тихоновой. Свадьбу сыграли на частном горнолыжном курорте Игора под Санкт-Петербургом, который получал часть денег, проводимых банком «Россия» через офшоры.
Семь фактов о панамских документах
1. В общей сложности 11,5 миллионов документов показывают, как юридическая фирма Mossack Fonseca помогала множеству политиков, профессиональных спортсменов, мафиози и другим богачам скрывать свои состояния, учреждая шелл-компании в офшорах по всему миру.
2. Mossack Fonseca вела дела в Швейцарии, на Кипре, на Британских Виргинских островах, островах Джерси и Гернси, а также в Великобритании.
3. Документы — крупнейшая утечка в мировой истории — показывают деятельность по уклонению от уплаты налогов с 1977 по 2015 год. Анонимный источник передал их немецкой газете Süddeutsche Zeitung, после чего международный консорциум журналистов ICIJ организовал общемировое расследование и поручил 370 журналистам в 76 странах изучить бумаги и опубликовать разоблачения. Швецию представляла программа SVT Uppdrag Granskning.
4. Согласно документам, не менее 140 политиков и высокопоставленных чиновников по всему миру владеют или владели офшорными компаниями. Среди нынешних политических лидеров, замешанных в скандал, — премьер-министры Великобритании, Исландии и Пакистана, а также президенты Украины и Аргентины.
5. Несколько человек в ближайшем окружении российского президента Владимира Путина также связаны с деятельностью Mossack Fonseca. Российская элита перевела около двух миллиардов долларов через теневые предприятия. Имя Путина, однако, нигде не всплывает.
6. Главная шведская связь со скандалом — крупный банк Nordea, который активно помогал клиентам Mossack Fonseca уходить от уплаты налогов. Nordea стал посредником для 300-400 шелл-компаний. Сам банк утверждает, что прекратил эту деятельность еще в 2009 году. Но, по сведениям SVT, банк фигурирует в панамских документах и после 2009 года.
7. Само по себе учреждение шелл-компаний для размещения денежных средств за рубежом (так называемые офшорные конструкции) не является незаконным. На это даже могут быть легитимные причины. Но офшорные конструкции также используются для отмывания денег и ухода от уплаты налогов.