Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Лучше, чем сидеть рядом с женщиной в хиджабе»

© AP Photo / Christophe EnaДевушка в мусульманской одежде на улице Ле Мениль-Сен-Дени, Франция
Девушка в мусульманской одежде на улице Ле Мениль-Сен-Дени, Франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У меня просто все внутри болит, когда я слышу, что женщины в Осло не осмеливаются ходить в хиджабе, потому что боятся услышать комментарии в свой адрес. Я ощущаю прилив ярости, когда становлюсь свидетелем проявлений бытового расизма — в трамвае, например. Например, когда люди «держат» возле себя место в ожидании появления какого-нибудь белого.

Я почувствовала, как всю меня наполняет злоба, когда стала свидетельницей проявления бытового расизма в трамвае, но вмешаться не смогла.

У меня просто все внутри болит, когда я слышу, что женщины в Осло не осмеливаются ходить в хиджабе, потому что боятся услышать комментарии в свой адрес. Я ощущаю прилив ярости, когда становлюсь свидетелем проявлений бытового расизма — в трамвае, например.

Например, когда люди «держат» возле себя место в ожидании появления какого-нибудь белого. Однажды я увидела женщину в хиджабе, которая вот-вот собиралась сесть рядом с другой женщиной, но та, другая, вдруг положила на свободное место сумку и сказала: «Не садитесь сюда, я тут заняла!»

Место оставалось свободным, когда и женщина в хиджабе, и я выходили на своих остановках, так что эта дама держала это место долго.

И хотя меня переполнял гнев, когда я присутствовала при этой сцене в трамвае, вмешаться я не смогла. Не знаю, как следовало бы отреагировать, что надо было бы сказать, возможно, именно поэтому я и пишу эти строки.

Скрытый, но все равно существующий

Мне кажется, что всегда полезно поставить себя на место других, почувствовать, каково это — оказаться на другой стороне. Когда я бываю в отпуске где-то не в Европе, то часто чувствую, что я — не такая, как все. И это чувство мне неприятно. Как будто на тебя смотрят, словно на кого-то чужого.

Когда внешность привлекает к себе внимание и интерес, взгляды, комментарии или вопросы, откуда я.

А если бы я родилась и выросла в этой стране, если бы мне каждый день приходилось чувствовать, что я не такая, как все? Если бы надо было отвечать за свою внешность и нести бремя всех, кто приехал из той же страны или же является приверженцем той же религии?

По себе знаю, что я считала бы это очень несправедливым и незаслуженным. И кто мы вообще такие, чтобы сидеть тут и заранее осуждать других?

Представьте, что это вам пришлось бы стоять в трамвае, потому что какая-то тетка, носительница другой культуры, сказала, что она «заняла» тому, кто никогда и не пришел. Такой видимый только тебе друг, как это бывает у одиноких детей, — это настоящее спасение в любой ситуации.

Подумай: а если бы тебя не принимали в классе, потому что ты выглядишь иначе? Что нам делать с расизмом такого типа? Он скрытый, но он все равно существует.

Мы должны покончить с бытовым расизмом. Это мелкие проявления, которые укореняются по всему городу. Толчок в автобусе, изучающие взгляды и вопросы.

Это когда переходишь на другую сторону улицы, увидев, что навстречу идет тот, мимо которого ты пройти не хочешь. Это тот, кого ты не пускаешь в кафе, потому что, по твоему мнению, ты уже знаешь, что он может устроить что-то неподобающее. Это та, за которой ты следишь особенно внимательно, когда она делает покупки в твоем магазине. Если всю жизнь жить под подозрением, то в конце концов ты можешь стать таким, кого действительно можно будет в чем-то подозревать.

Спасибо, «Стыд»

Я очень благодарна успешному телесериалу «Стыд», который идет на канале NRK, потому что речь там идет о компании друзей, где представлены разные религии и разные этнические группы. Я рада тому, что Сана — главная героиня, жду продолжения!

Она крутая, не лезет за словом в карман, ее чувству собственного достоинства другие девчонки могут только позавидовать. Она защищает и себя, и других. Она убеждена в том, что она такая же норвежка, как и Вильде, и она — не больше беженка, чем ее норвежские подруги.

Сана создает равновесие, она — интереснейший член компании, сериал был бы без нее совершенно иным. Подумай, что ты в реальной жизни можешь пройти мимо такой Саны, потому что не сможешь ничего увидеть за хиджабом.

Подумай о том, чему мы можем научиться друг у друга, подумай, как нам повезло, что мы — несмотря на различия культур — живем в столь близком соседстве. Я говорю «да» мультикультурной общности и открытости.

Я говорю, что нужно #остановитьбытовой расизм, и надеюсь, что многие меня в этом поддержат!