Еще 15 лет назад мысль о том, что дезинформация иностранного государства может стать проблемой для европейских стран, казалась абсурдной. Свободные СМИ чувствовали себя победителями, равно как и свободные рынки, а у западных телеканалов и газет были надежные источники финансирования и огромные аудитории. Однако та модель, которая не так давно поддерживала СМИ Европы и Запада в целом, больше не работает. Значительная часть западных изданий и телеканалов сталкиваются с недостатком ресурсов, а быстрое распространение информации мешает людям оценивать точность и надежность того, что они видят и читают.
Тем временем авторитарные режимы — во главе с Россией, которую сейчас догоняет Китай — начали вкладывать значительные средства в создание альтернативных источников информации. Поскольку национальные СМИ зачастую довольно слабые, таким каналам, как RT и «Спутник» (российское «информационное» агентство), стало гораздо проще завоевывать доверие аудитории на небольших европейских рынках. Но даже в более крупных странах социальные сети, которые Россия активно использует, а также большое количество других онлайн-инструментов — «новостные» сайты, информационные порталы, тролли — уже начинают приносить свои плоды, оказывая влияние на аудиторию. Канцлер Германии Ангела Меркель поручила немецкой разведывательной службе проверить, не пытается ли Россия оказать влияние на немецкую аудитории при помощи пропаганды, после ложного сообщения об изнасиловании 13-летней девочки беженцами, которое спровоцировало крупный скандал — во многом благодаря согласованной российской онлайн-кампании.
Эти идеи, которые подхватываются и используются представителями ультраправых и ультралевых партий по всей Европе, отлично согласуются с внешнеполитическими задачами Кремля. Евросоюз является одной из его мишеней, и это неудивительно: Евросоюз стал средством снижения зависимости этого континента от российского газа и разрушения коррумпированной и спекулятивной российской модели экспорта газа в Восточную Европу. НАТО, который с запозданием осознал реальность угрозы, которую Россия представляет для некоторых его членов, регулярно преподносится в образе агрессора.
Некоторые страны уже поняли суть и цели российской пропаганды — это в первую очередь касается тех стран, которые пострадали от нее больше всего. Вторжению, оккупации и расчленению Украины в 2014 году предшествовала чрезвычайно эффективная молниеносная пропагандистская кампания, которая посеяла смуту в русскоязычных областях и помешала украинцам и жителям Запада понять, что происходит на самом деле. В ответ на это украинские организации, такие как StopFake, начали высмеивать российскую пропаганду. Также был запущен масштабный проект, направленный на обучение «медийной-грамотности». Кроме того начались споры о том, какую роль государственные вещательные компании могут сыграть в восстановлении надежных источников информации на Украине.
Попытки решить эту проблему предпринимались и на другом уровне. Европейский фонд поддержки демократии (аналог Национального фонда поддержки демократии) провел всеобъемлющий анализ русскоязычных СМИ, их зоны охвата и влияния. Европейская служба по внешним делам еженедельно выпускает бюллетени, где содержится информация о российской пропаганде, отслеживая деятельность кремлевских мифотворцев. Страны НАТО тоже создали свой центр, находящийся на территории Латвии, который отвечает на пропаганду России.
Однако пока США не вкладывают необходимое количество средств и усилий в решение этой проблемы. Сегодня больше не существует эквивалента Информационного агентства США — организации, которая боролась с советской пропагандой и дезинформацией в период холодной войны. Хотя такие вещательные компании, как «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» получают определенное финансирование, они не могут обеспечить адекватный ответ на дезинформацию России.
Пока остается неясным, как дезинформационные кампании работают на американском медиа-рынке, и это отчасти объясняется его огромными размерами. Пока даже не существует аналитической базы данных, где содержалась бы информация о том, что Россия говорит, когда и где. Никто — даже западное разведывательное сообщество — не собирает расшифровки выступлений. Нам также неизвестно, какие элементы российской пропаганды являются наиболее эффективными, кто им верит и почему. Пришло время уделить этой проблеме пристальное внимание, потому что другие страны, в частности Китай, тоже начинают применять некоторые из этих методов. Еще 15 лет назад господство свободной прессы казалось неоспоримым. Но уже через 15 лет мы можем оказаться — как и Украина два года назад — жертвами дезинформационных кампаний, которым мы не сможем противостоять.