Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мнение Guardian о Евровидении: как протестовать и выжить

Песня Джамалы о судьбе крымских татар в сталинскую эпоху принадлежит к давней и славной традиции политического музыкального искусства

© AP Photo / Martin MeissnerУкраинская певица Джамала празднует победу в «Евровидение-2016»
Украинская певица Джамала празднует победу в «Евровидение-2016»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Виктор Цой написал песню о человеке, застрявшем в поезде, который вез его куда-то вопреки его желаниям, и она стала метафорой всей советской системы. Когда в 1990 году Цой погиб в автомобильной катастрофе, его оплакивало целое поколение. А когда начала рушиться советская система, огромные толпы людей в прибалтийских государствах именно через песню требовали независимости для своих стран.

Музыка и политика часто смешиваются. В основе национальных гимнов лежит эмоциональная притягательность хорошей мелодии. Возьмите Верди или Боба Дилана — песни и музыка на всем протяжении человеческой истории и во всем мире воодушевляли людей на восстания.

В бывшем Советском Союзе, где коммунистическая система пыталась исказить любую форму культуры, чтобы втиснуть ее в свою идеологическую смирительную рубашку, протестное пение отличается особой энергетикой. Песня стала выражением сопротивления диктатуре. В брежневскую эпоху и даже раньше такие исполнители, как Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, становились популярными символами независимого мышления. Их песни не были открыто политическими, но в их словах легко можно было увидеть осуждение гнета и насилия. Они давали надежду на перемены. Кассеты и записи ходили по рукам едва ли не как книги самиздата, которые издавались тайно в обход цензуры.

В Ленинграде прежде всего рок-сцена андерграунда стала местом выражения протеста для молодых, которые через музыку могли демонстрировать свое недовольство. Один из героев этой сцены музыкант Виктор Цой написал песню о человеке, застрявшем в поезде, который вез его куда-то вопреки его желаниям, и она стала метафорой всей советской системы. Когда он в 1990 год погиб в автомобильной катастрофе, его оплакивало целое поколение. А когда начала рушиться советская система, огромные толпы людей в прибалтийских государствах именно через песню требовали независимости для своих стран. Этому даже дали свое название — поющая революция.

На фоне такой советской истории становятся понятны те политические страсти, которые на Украине и в России пробудил в этом году конкурс Евровидение. Первое место заняла крымская татарка Джамала, чье настоящее имя — Сусана Джамаладинова. В своей песне «1944» она вспоминает о сталинской депортации бесчисленного множества крымских татар в годы Второй мировой войны. Она освежает эти воспоминания, осуждая последствия российской аннексии Крыма в 2014 году, когда был закрыт татарский меджлис, или парламент, а некоторые лидеры татарской общины оказались за решеткой.


Для украинцев и крымских татар награда Евровидения — символ европейской солидарности со страной, которая утратила часть своей территории перед лицом российской агрессии. Из-за войны на востоке Украины погибли более девяти тысяч человек. Страны-члены ЕС в следующем месяце будут решать, продлевать ли санкции против России. Если противоречивый украинский президент Петр Порошенко приветствовал результаты Евровидения, то российские руководители подняли крик, заявляя, что над честным соперничеством возобладали политические пристрастия. Зазвучали угрозы о российском бойкоте в будущем году, когда конкурс будет проходить на Украине.

В политическом подтексте голосования на Евровидении нет ничего нового. Жюри и болельщики часто голосуют не только за талант певцов, но и по национальному признаку. Но в итоге победа все равно является победой, а если у нее есть политическое измерение, то его следует приветствовать. Эта песня привлекла внимание всего мира к исторической трагедии крымских татар, чья массовая депортация в 1944 году стала одним из величайших преступлений сталинской эпохи, ужасным зверством, которое нынешнее политическое руководство России хотело бы забыть. Песни — они об эмоциях и о памяти. Джамала принадлежит к давней традиции музыки, протеста и свободы. Это настоящее евро-видение.