Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хулиганство через призму общественных наук

Общественные науки издавна стремятся объяснить отклоняющееся от нормы поведение. Почему люди доходят до таких крайностей во время массовых и праздничных мероприятий? В социологии на этот счет имеется несколько теорий, в частности культуристический и рационалистический подход.

© AFP 2016 / Leon NealБеспорядки в Марселе перед матчем чемпионата Европы по футболу между Россией и Англией
Беспорядки в Марселе перед матчем чемпионата Европы по футболу между Россией и Англией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общественные науки издавна стремятся объяснить отклоняющееся от нормы поведение. Почему люди доходят до таких крайностей во время массовых и праздничных мероприятий? В социологии на этот счет имеется несколько теорий, в частности культурологический и рационалистический подход.

После произошедших на выходных в Марселе столкновений и потасовок на фоне Чемпионата Европы по футболу возникает множество вопросов по поводу происхождения и причин этих поступков. Российские, английские и местные болельщики устроили драки в старом порту и у стадиона. Около 30 человек получили травмы, а один находится в тяжелом состоянии.

Увы, это все не ново. Каждый год международные футбольные инстанции отмечают рост насилия на стадионах и за их пределами, пытаются бороться с ним разными мерами: закрытие трибун, исключение из соревнований, штрафы и т.д.

Агрессивные тенденции наблюдались еще в 1998 году во время Чемпионата мира во Франции. И нужно признать, что за прошедшие 18 лет тут мало что изменилось.

Общественные науки издавна стремятся объяснить отклоняющееся от нормы поведение. Почему люди доходят до таких крайностей во время массовых и праздничных мероприятий? В социологии на этот счет имеется несколько теорий, в частности культурологический и рационалистический подходы.

Городская экология

Первый близок к комплексному подходу Эмиля Дюркгейма и считает, что социальное поведение напрямую зависит от общества в целом. Люди помещаются в четко выстроенные рамки, в своеобразную городскую экологию и перенимают доминирующие в их социальной группе нормы и поведение.

Социологи Уильям Томас (William Thomas) и Флориан Занецкий (Florian Znaniecki) говорят о «социальной дезорганизации», когда культура подгруппы вступает в противоречие с первичной культурой. Тут мы подходим к понятию «конфликта культур» Торстена Селлина (Thorsten Sellin) и конфликта норм. Как писал шведский социолог, отклонение проистекает из сосуществования культуры, превозносящей или терпящей практику, которая запрещена другой культурой. Такая ситуация подрывает социальное единство.

Применительно к футболу можно сказать, что культура хулиганства идет вразрез с братским отношением к спорту и тем самым утверждает свою обособленность. Как говорил Роже Бастид (Roger Bastide), самосознание раскрывается в противостоянии. Футбол дает для этого средства, пространство и время.

Существует настоящий процесс обучения отклонениям от нормы в рамках взаимодействия группы людей, которые стремятся объединиться и сформировать обособленную социальную группу, как осознанным, так и неосознанным образом. Эдвин Сатерленд (Edwin Sutherland) говорит об «обучении совершению правонарушений», когда оказавшиеся в особой среде люди усваивают доминантные нормы и ценности.

Так, например, экономисты Эдвард Мигель (Edward Miguel), Себастьен Сайег (Sebastien Saiegh) и Шанкер Сатьяна (Shanker Satyanah) показали в нескольких статьях, что отклонения от нормы в поведении напрямую зависят от окружения, восприятия общества и идеалов.

Так, например, росший в зоне вооруженного конфликта футболист испытывал на себе воздействие воинственной и агрессивной идеологии, и поэтому при прочих равных будет получать больше желтых и красных карточек.

Их количество напрямую связано с числом пережитых военных лет. Более агрессивное поведение на поле свойственно и игрокам, чье детство прошло в районах с высоким уровнем преступности.

Подобное утверждение идущей против нормы культуры и воспитания оказывает непосредственное воздействие на человека. Английский, российский или французский хулиган руководствуется нормами своей подгруппы, считая их легитимными и приемлемыми. Политолог и эксперт по футбольным фанатам Ронан Эвен (Ronan Evain) отмечает «отсутствие угрызений совести, структуризации и организационной стратегии. (…) Фанаты отстаивают и оправдывают свое сверхагрессивное поведение».

Для них это спорт, организованная и расписанная игра. Самоидентификация с социальной подгруппой носит тут полный и абсолютный характер: поддержка команды, стремление к социальному существованию и признанию, принадлежность к коллективу, формирование коллективного самосознания и т.д.

Осознанный выбор

Вторая точка зрения и другое объяснение отклонения — это рационалистический подход. Из него следует, что все становится результатом по большей части осознанного выбора человека на основании подсчета преимуществ и недостатков решения.

Как отмечают американские социологи Дэвид Маца (David Matza) и Грэшем Сайкенс (Greshem Sykens), нарушитель прекрасно понимает доминантные нравственные правила и колеблется между конформизмом и нонконформизмом. Он старается извлечь максимальную выгоду из баланса между риском наказания в случае ареста и удовольствием, которое доставляет нонконформизм. Пока первое меньше второго, ничто не может помешать рационально мыслящему человеку пойти против нормы.

В отличие от культурологического подхода здесь считается, что человек не впитывает в себя нонконформистские нормы, а в полной мере осознает их запретный характер. И лишь вызываемое ими чувство катарсиса и освобождения подталкивает человека принять их, пока получаемая выгода больше грозящего наказания. По словам экономиста Гэри Бекера (Gary Becker), достаточно ужесточить наказания, чтобы отбить у людей желание нарушать нормы.

Работы итальянского экономистки Нади Кампаньелло (Nadia Campaniello) показали, что преступность и насилие растут на фоне каждого спортивного мероприятия вроде Чемпионата мира или Европы. Как раз потому, что власти уделяют больше внимания не маленькой группе фанатов, а всей толпе в целом. Хулиган считает, что сможет при необходимости скрыться в толпе и тем самым избегнуть задержания.

Рационализация насилия

Эту концепцию подкрепляет теория американских ученых Дэвида Кэлиста (David Kalist) и Дэниела Ли (Daniel Lee) из Университета Шиппенсберга. Они показали, что агрессивные течения набирают обороты при каждом спортивном состязании, именно в дни матчей. Речь идет о росте уголовных правонарушений на 2,6%, краж — на 4,1% и уголовных преступлений — на 6,7%.

Симон Планельс-Штрузе (Simon Planells-Struse) и Даниэль Монтолио (Daniel Montolio) из Барселонского университета в свою очередь говорят о значительном подъеме преступности в их городе в дни матчей «Барсы»: на 8-10% по сравнению с обычными показателями. В этом и заключается рационализация насилия: во время спортивного мероприятия бдительность снижается из-за присутствия толпы. Принять меры против 10 000 человек куда сложнее, чем против 100. Люди осознают свою численность и трудности правоохранительных органов и поэтому позволяют себе совершать преступления.

Для эффективной борьбы с насилием в футболе следует объединить оба подхода к отклонениям от нормы, не противопоставляя их друг другу. Самосознание хулигана зависит от социальной архитектуры и принятия норм, однако немалую роль тут играет и стратегия. Болельщики одновременно рациональны и подвержены влиянию. Поэтому карательные меры должны сопровождаться превентивными.