После двух лет информационной войны в Латвии пришли к выводу о бесполезности противодействия российской «пропаганде».
Исследователи и политики считают, что русские не перестанут любить Россию, однако ничего страшного в этом уже не видят.
Борьба с пропагандой
Два года назад, в начале украинского кризиса, латвийские политики говорили о прямой связи между военной уязвимостью Латвии перед Россией и большим количеством русскоязычных жителей в стране.
Политики говорили, что местные русские смотрят российское телевидение, поддаются влиянию российской пропаганды, а в случае гипотетического повторения в Латвии крымского сценария встанут на сторону «зеленых человечков». Эта же схема была аргументом для размещения в Латвии базы НАТО.
Полиция безопасности Латвии открыто говорила об угрозе нацбезопасности со стороны российских СМИ, а также призывала противостоять этой угрозе, ограничивая «подрывное» вещание и развивая местное вещание на русском языке.
С тех пор латвийские власти приостановили вещание телеканала РТР-Россия, закрыли портал ru.sputniknews.lv, выделили миллионы на создание русского содержания на латвийском общественном телевидении, а также приняли ряд поправок, направленных на борьбу с «гибридной угрозой».
Похожие процессы проходили и в других балтийских республиках.
Дорого и неэффективно
Прошло два года, блок НАТО принял решение о размещении в Восточной Европе постоянных войск, но вот желания бороться с российской пропагандой почти ни у кого не осталось: дорого, неэффективно и нецелесообразно.
Последним бастионом можно назвать недавнее заявление премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса про борьбу за умы русскоязычных.
Но кто и как ведет эту борьбу, непонятно — и работники латвийского телевидения, и латвийские политики утверждают, что они этим не занимаются.
Согласно данным компании TNS Latvija, на протяжении последних двух лет Первый балтийский канал (ретранслирует Первый канал) остается в тройке лидеров, в то время как рейтинг общественного LTV7 с русским вещанием упал с 2,7% до 2%.
Глава Латвийского телевидения Ивар Белте не считает это поражением.
По его словам, ни в какой войне за умы общественное телевидение не участвовало: «Мы еще тогда говорили, что не создаем контрпропаганду, потому что иначе мы не СМИ, а чье-то оружие, — говорит он. — Речь идет о русском вещании в рамках канала LTV7, который, в свою очередь, вещает на латышском языке. Потому и рейтинг довольно маленький. Не думаю, что мы со своим видением очень влиятельные».
Профессор Университета имени Страдыня Сергей Крук уверен, что русскоязычное вещание в Латвии просто не может быть влиятельным: власти не прислушиваются к русским СМИ, поэтому и аудитория не видит необходимости их потреблять — отсюда низкий рейтинг.
«Несколько лет назад русские СМИ мобилизовали русский электорат, который в итоге избрал „Согласие“ (тогда — „Центр согласия“). А результата никакого нет», — говорит Крук.
Представитель «Согласия» Борис Цилевич говорит, что никакую борьбу за умы русскоязычных власти не ведут, а если бы хотели, то создали бы не русское вещание на латышском канале, а полноценный русский канал по примеру Эстонии.
Но на это в Латвии не нашлось ни денег, ни политической воли.
«А так все ограничивается заявлениями премьеров раз в пять лет», — говорит Цилевич.
Местные русскоязычные могли бы переключиться на местные русские каналы не только из соображений влияния на власть: можно было бы просто смотреть местные новости или развлекательные фильмы.
Однако местные новости есть и на Первом балтийском канале, в то время как бюджеты развлекательных программ российского телевидения сравнимы с бюджетами некоторых латвийских самоуправлений — общественные СМИ вряд ли когда-нибудь смогут позволить себе что-то подобное.
Любовь к России вопреки запретам
В итоге оказывается, что, несмотря на два года борьбы с кремлевской пропагандой, значительная часть русскоязычного населения Латвии все еще придерживается пророссийской линии как по украинскому конфликту, так и по поводу своего собственного положения в стране — к такому выводу пришли исследователи Академии обороны, изучившие возможности «дестабилизации» общества.
Чувствуют принадлежность к СССР
Выяснилось, что 46% русскоязычных не потребляют латышские СМИ.
Как говорится в исследовании, русскоязычные жители все еще чувствуют принадлежность к России и СССР; позитивнее латышей оценивают русские флаги на машинах; считают вмешательство России необходимым для решения проблем ущемляемых русскоязычных; верят, что в Латвии возрождается фашизм, а людей дискриминируют за незнание государственного языка.
Влиять на людей, которые заранее согласны с тем, что рассказывает российское телевидение, гораздо проще — пишут исследователи.
Как бороться за умы
По словам депутата сейма и главы Комиссии по обороне Айнара Латковскиса, бороться с этими установками уже бесполезно.
«Ну как с этим бороться? Я не верю, что очень просто бороться за умы. Россия это делает, как в советское время. А в демократических странах очень трудно взять и прополоскать мозги. Думаю, что через несколько поколений ситуация изменится», — говорит он.
В исследовании есть и такие выводы, которые в политической риторике ранее не упоминались.
Аморфные и непротестные
Ученые утверждают, что российскому влиянию больше подвержены малообеспеченные слои населения, а не те слои, которые говорят на русском.
К тому же, несмотря на весь свой пророссийский настрой, местные русскоязычные не готовы к протестам. В самом бедном и русском регионе — Латгалии — мысли о сепаратизме поддерживают только 10%, а пророссийских политических активистов знают и того меньше.
Исследователи уверены, что это связано с особенностями латвийского менталитета. Во-первых, большинство опрошенных признались, что тут не принято протестовать и вообще выделяться из толпы. Во-вторых, только 3% населения чувствуют контроль над собственной жизнью. Поднять на восстание такой контингент почти невозможно, считают эксперты.
Это подтверждает практика: протестовать против усиления присутствия НАТО на прошлой неделе вышли около 15 человек — несмотря на то, что, согласно исследованию, русскоязычные не особенно тепло относятся к этой структуре.
Раскол в обществе?
По словам редактора исследования Иевы Берзини, в долгосрочной перспективе такая поляризация углубляет раскол в обществе. Однако она не имеет отношения к усилению военного присутствия НАТО: Латвия вооружается в ответ на вооружение России, а не по причине наличия в стране русскоязычных.
«Проблема в том, что неясно, как выстраивать политику, если люди видят мир по-разному. Ясно, что одна сторона будет согласна, вторая — нет. Это может затруднять возможности противодействия в условиях психологического давления в случае гипотетического кризиса», — говорит Берзини.