Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дорогие старики России

Демографическое развитие приводит к сильно растущим пенсионным расходам. Отсутствие реформ создает угрозу резкого роста государственной задолженности

© AFP 2016 / Danil SemyonovПожилая женщина смотрит первый канал
Пожилая женщина смотрит первый канал
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Внешне кажется, что едва ли что-нибудь может потрясти Кремль. Однако раз за разом возникают ситуации, вызывающие опасения у руководителей российского центра власти. Если не произойдет чуда, или не будет найден какой-нибудь радикальный курс оздоровления, страна рано или поздно погрязнет в долгах. Виной всему — старение населения, которое приводит к значительным расходам.

Внешне кажется, что едва ли что-нибудь может потрясти Кремль. Однако раз за разом возникают ситуации, вызывающие опасения у руководителей российского центра власти. В конце 2011 года руководитель оппозиции Алексей Навальный  был близок к тому, чтобы повести за собой народные массы, и структура власти президента Владимира Путина оказалась в затруднительном положении. Кремль сумел нейтрализовать проблему с Навальным, однако возник новый, необычайно серьезный вызов: в России могли закончиться деньги. Если не произойдет чуда, или не будет найден какой-нибудь радикальный курс оздоровления, страна рано или поздно погрязнет в долгах.

Об этом недавно предупредило рейтинговое бюро Standard & Poor's (S&P). Согласно его анализу стране угрожает рост государственного долга, который к 2050 году может составить 262% ВНП. Виной всему является старение населения, которое приводит к значительным расходам. Дело в том, что поколение послевоенного времени с большим количеством детей уходит на пенсию, в то время как количество людей, рожденных в 1990-е годы и начинающих профессиональную деятельность, явно уменьшается. Таким образом, согласно рейтинговому бюро  запускается негативная спираль. Если Россия не будет проводить реформы и не повысит чрезвычайно низкий возраст выхода на пенсию, ее платежеспособность станет сомнительной. Уже в прошлом году S&P и бюро Moody's понизили рейтинг кредитоспособности страны до низкого уровня.

У московского правительства все еще есть возможность действовать. S&P написало также и позитивные сценарии для России. В лучшем случае государственный долг к середине столетия может составить 100% ВНП, что явно хуже, чем задолженность Греции, составляющая почти 180%.

При этом для Путина, независимо от инфляции, особенно важным является как раз долговой индекс прошедших полутора десятилетий. С самого начала Путин выступал за снижение государственного долга. Государственный долг — это слабое место, финансовая зависимость может парализовать государство и отдать его во власть глобальных финансовых инвесторов или собственных олигархов. И Путин действовал. Вместе со своим прежним министром финансов Алексеем Кудриным он использовал нефтяной бум на смене тысячелетия, чтобы уменьшить внешний государственный долг и одновременно создать так называемый резервный фонд. В результате этого государственный долг России снизился с почти 60% в начале его президентского срока до 7,5%. После этого он, правда, увеличивался, но, тем не менее, Россия со своими 18%, согласно статистике Международного валютного фонда, все еще относится к странам с самым низким государственным долгом. Для сравнения: критерии конвергенции Европейского Союза предписывают уровень максимального долга в 60%, но едва ли хоть одна страна ЕС, включая Германию, сохраняет такой уровень.

И, тем не менее, российское государство находится в трудном положении. С падением цен на нефть поступления от жизненно важного экспорта нефти и газа России обрушились в последние два года. Небольшой отдых в последнее время при цене чуть меньше 50 долларов за баррель привел лишь к незначительным изменениям. Цена на нефть все еще составляет менее 60% от прежнего уровня. Массивное обесценивание рубля было лишь частично смягчено конъюнктурными последствиями в стране. Поскольку доступ к международному рынку капитала уменьшился из-за западных санкций, страна зависла в рецессии. Нехватка денег ощущается повсюду.

В этом положении Россия приводит в движение все механизмы, чтобы преодолеть финансовые трудности. Чтобы преодолеть дефицит бюджета, были опустошены даже самые надежные резервы. Государственные фонды, созданные Кудриным по примеру Норвегии в хорошие времена десять лет назад с поддержкой Путина, получившие подпитку из богатых доходов от экспорта энергоресурсов, оказались дальновидными мерами: благодаря государственным фондам удалось в период сырьевого бума выровнять избыток нефтедолларов и одновременно создать подушку безопасности на случай трудного времени.

И оно наступило. Средства одного из двух государственных фондов по предложению министерства финансов уже в следующем году должны быть полностью израсходованы, сообщило информационное бюро Reuters. Второй фонд, покрывающий пенсионные потребности, запасы которого должны быть исчерпанными в 2019 году, должен теперь со своими почти одиннадцатью миллиардами евро тоже быть вскрыт. Это предложение пока еще не одобрено правительством, однако скорость уменьшения резервов заставляет быть готовым ко всему. Хотя в связи с большими государственными расходами было уже давно ясно, что один из фондов скоро будет израсходован. Это положение уже включено в нынешние планы министерства, что свидетельствует о том, что не удалось ни добиться экономии средств, ни найти новых источников доходов.

Даже в таком авторитарном государстве, как Россия,  это делать нелегко, хотя Кремль с помощью своих СМИ дает раскрашенную до неузнаваемости картину действительности. Но Путин преодолевает трудности, получая политическую монополию распределением благосостояния и различными денежными ассигнованиями, что является его товарным знаком. И теперь нехватка денег вносит сумятицу в его планы. В связи с грядущими в сентябре парламентскими выборами и президентскими выборами в 2018 году сжимается игровое пространство таких непопулярных мер, как повышение налогов или сокращение расходов. «Все непопулярные решения должны быть отложены до 2018 года», — считает аналитик инвестиционной компании  BKS Владимир Тихомиров.

В то время, как предпринимаются усилия успокоить общественность, в стенах министерств и Кремля идет борьба за будущий курс. Правда, правительство уже одобрило план, расходы в следующие три года будут заморожены. Но требование к государственным предприятиям отчислять 50% прибыли в форме дивидендов саботируется как в администрации, так и экономике. Запланированное изъятие всех средств из государственных фондов тоже вызывает сопротивление в министерстве экономического развития.

Некоторые представители истеблишмента обеспокоены тем, что бюджетные проблемы будут свалены на плечи последующих поколений. Даже министр экономического развития Алексей Улюкаев предупреждал, что нельзя оставлять в беде последующие поколения. Потому что кризис может разрушить систему обязательного пенсионного обеспечения. Standard & Poor's в своем негативном сценарии опасалось именно такого скопления проблем. Увеличивающееся старение населения к середине столетия может стоить государству 19% вместо нынешних 13% ВНП. Еще хуже: нагрузка может расти гораздо быстрее, чем в остальных проанализированных 58 государствах. Россия не одна имеет перспективу угрожающего головокружительно высокого государственного долга. S&P, помимо Японии, называет в клубе таких стран также Китай, Бразилию, Саудовскую Аравию и заклятого врага России США.