Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Запрет на дрифтерный промысел в российских водах: удар по Нэмуро, который лишился лосося и форели

© AP Photo / S.L. BachmanРыбаки в порту города Немуро на острове Хоккайдо
Рыбаки в порту города Немуро на острове Хоккайдо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году Россия запретила дрифтерный промысел лососевых в своей исключительной экономической зоне. В результате запрета промысла, который существовал с 1930 года, только улову был нанесен ущерб в размере 3,3 миллиарда йен. По городу Нэмуро был нанесен серьезный удар: из него были 32 из 38 рыболовных судов, занимавшихся промыслом в этом регионе. Город постепенно беднеет.

Сокращение доходов перерабатывающей и транспортной промышленности и гостиниц

В этом году Россия запретила дрифтерный промысел лососевых в своей исключительной экономической зоне. В результате запрета промысла, который существовал с 1930 года, только улову был нанесен ущерб в размере 3,3 миллиарда йен. С учетом перерабатывающей промышленности и транспортной сферы ущерб составляет 18,5 миллиарда йен. По городу Нэмуро был нанесен серьезный удар: 32 из 38 рыболовных судов, занимавшихся промыслом в этом регионе, были из этого города. Город, лишившийся основного дохода в период с весны по начало лето, постепенно беднеет.

«Замену найти очень непросто!»

Рыбоперерабатывающая компания Maruyu из Нэмуро (директор Итиро Такаока (Ichiro Takaoka)) сворачивает производство консервированной горбуши. Дело в том, что у предприятия больше нет поставщика лососевых, который мог бы предоставлять нужное количество рыбы по стабильной цене.

Компания возлагает большие надежды на производство консервов из замороженной тихоокеанской сайры и летающего кальмара, которыми она стала заниматься в прошлом году, однако г-на Такаока беспокоит то, что этот вид продукции не обеспечит стабильный уровень продаж. Неизвестно, сможет ли она заменить горбушу, которая ранее производилась в количестве сто тысяч консервов в год. По словам директора, годовой доход компании сократится на 15%.

Нерка, которую японские рыболовные суда вылавливали в российской исключительной экономической зоне, пользовалась большой популярностью в качестве подарочной и высококачественной продукции. Она была товаром, который даже называли подлинным. Четыре года назад некоторые перерабатывающие предприятия приобрели оборудование стоимостью около десяти миллионов йен, предназначенное для того, чтобы наносить на ломтики рыбы соль ровным слоем. В этом году этим оборудованием практически не пользовались. Нерка, которую японские рыболовы потрошат и засаливают прямо на борту, отличается от замороженной российской и другой иностранной продукции: она более свежая и жирная. Заменить ее нечем. «Становится больно, когда осознаешь, насколько качественная нерка поддерживала порт Нэмуро», — говорит руководитель одной из компаний.


По его словам, в этом году изменился и сам город. Резко снизилось количество грузовиков средней и большой грузоподъемности, которые привозили в порт лед и соль для рыболовных судов, а когда те возвращались, доставляли огромное количество лососевых потребителям и перерабатывающим заводам.

На парковке транспортной компании стоит десять грузовиков грузоподъемностью десять тонн. Обычно в это время года к вечеру фуры курсировали туда и обратно, однако сейчас двигатели заглушены. Директор одной из транспортных компаний, которая выполняет и другие заказы, помимо доставки лососевых, в результате запрета дрифтерного промысла лишился 20% доходов. Покажется ли свет в конце тоннеля, даже если он преодолеет трудности за счет других заказов?

Недалеко от порта Ханасаки находится гостиница «Иппуку». Обычно там останавливались рыбаки, оптовики и водители. Раньше в период с мая по июль все номера были забронированы, но в этом году гостиница пустует. Половину июня там вообще никто не останавливался. Цубасако Кавара (Tsubasako Kawara), занимающаяся гостиничным бизнесом 30 лет, говорит, что неизвестно, что будет с регионом, в отсутствие лососевого промысла. В ее словах ощущается горечь и разочарование.

Рыболовные компании, занимавшиеся дрифтерным промыслом в российской исключительной экономической зоне, переключились на другие регионы: небольшие суда ловят скумбрию и сардинку на востоке от Хоккайдо, а суда средних размеров — тихоокеанскую сайру в нейтральных водах. Тем не менее улов скумбрии и сардинок небольшой. К концу июля планируется выловить 6 384 тонны каждого вида этой рыбы, однако, по данным на конец июня, план по сардинке был выполнен на 16%, по скумбрии — на 1%. Цены также не отличаются стабильностью. Что касается тихоокеанской сайры, то, для того чтобы избежать обвала цен в результате насыщения японского рынка, ее продают только на экспорт. Регионы не получают от этого практически никакой пользы.

«Я хочу заниматься промыслом лососевых в любой форме. Региону это необходимо», — говорит капитан небольшого рыболовного судна Какуюки Хансаку (Kakuyuki Hansaku).

Поддержка промысла других видов рыб и проблемы с окупаемостью

Российская сторона объясняет запрет на дрифтерный промысел лососевых в своей исключительной экономической зоне охраной природных ресурсов. Существует государственная программа поддержки рыболовецких компаний, которые хотят заниматься промыслом других видов рыб в соответствии с международными правилами рыбной ловли. Государство также выделяет средства на ремонт судов. Программа реализуется в рамках пробной пятилетки, однако объемы вылова небольшие, поэтому рыбная промышленность испытывает проблемы с окупаемостью.