Круглый манеж, покрытый красным ковром, сверкающие сценические костюмы, одинокие пальмы: цирк в сибирском городе Красноярске предлагает зрителям почти все, чего можно ожидать от циркового представления. Но не все номера привычны, особенно для иностранца.
К большой тумбе в середине манежа один за другим подходят бегемоты Злат, Яна и Аида. Они выстраиваются, опираясь передними ногами на спины друг друга. Этот номер привлек к себе международное внимание, и многие СМИ описывают его как «душераздирающий».
«Просто хочу сказать, что это уникальное шоу, таких нет больше нигде в мире», — комментирует дрессировщик Тофик Ахнудов (Ахундов — прим. пер.) новостному агентству Reuters. Он работает с бегемотами с 1979 года.
Ахнудов уверяет, что три десятилетних бегемота не представляют опасности для публики. Бегемоты приехали в цирк из сафари-парка в Израиле. Но бегемоты — одни из опаснейших млекопитающих Африки, они могут быть весьма агрессивны. О другой стороне медали, то есть условиях, в которых живут цирковые бегемоты, ничего не говорится.
Цирки по всему миру издавна используют животных, несмотря на то, что сейчас защитники их прав активно пытаются бороться с этим явлением. Американская организация Peta описывает цирки дрессировщиков как «самые жестокие представления в мире».
В Россия цирк с советских времен занимает особое положение. Клоуны, акробаты и дрессированные животные — это обычные элементы циркового представления. Многие русские выросли, посещая цирк со школой на праздники, например, Рождество и Новый год.
В мае Большой цирк в Санкт-Петербурге привлек к себе всеобщее внимание в связи с празднованием очередной годовщины победы над нацистами. Цирк поставил спектакль на тему Второй мировой войны, и ветеранам вручали бесплатные билеты, которые распространялись благотворительными организациями.
Советских солдат в представлении играли актеры цирка, а фашистов — в основном животные, обезьяны или собаки. Еще в ходе представления на арену вкатывались большие ящики, из которых появлялись два исхудавших медведя. Их тоже заставляли выступать перед зрителями.
Но и в России цирки с животными вызывают протесты. Например, в борьбу давно вступил центр защиты прав животных «Вита». В апреле 2013 года организация опубликовала в интернете фильм, в котором видно, что животные живут в тесных железных клетках и получают побои от дрессировщиков.
Как оказалось, цирк — гораздо более могущественный противник, чем многие полагали. Цирк — не просто важный элемент российской культуры. На кону стоят большие деньги. Многие артисты, чьи имена называет «Вита» — представители цирковых династий и, кроме того, входят в круг деятелей российской культуры, который поддерживает президента Владимира Путина.
«Вита» обвиняет этих артистов цирка в нечестности и двойной морали. Среди них — директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. Он несколько раз выигрывал дела против «Виты» в суде, причем центр защиты прав животных утверждал, что процессы были несправедливыми. Выступая на государственном радио, Запашный обвинил «Виту» в том, что она действует в интересах иностранных цирков.
«Их мотив — захватить долю рынка в пользу цирков без животных», — цитирует слова Запашного Moscow Times.
«Вита» зашла в своих требования дальше всех. Но есть и другие защитники прав животных, которые выступают против цирков.
«Я считаю, что это ужасно и этого не должно быть. Разумеется, Россия — не единственная страна, в которой есть цирковые животные. Но в российских цирках использование животных имеет глубокие культурные, в первую очередь, советские корни», — объясняет Наталья Чумак, основательница организации «Лапа».
По ее словам, люди чаще всего вообще не задумываются о жизни животных в цирке. Известные русские дрессировщики описывают свою работу не как жестокое обращение с животными, а скорее как близкие отношения, и люди видят в цирковых номерах не зло, а искусство и волшебство.
«Жестокость методов, которые применяются большинством, если не всеми дрессировщиками, а также условия жизни животных и тот факт, что цирк — не их природная среда обитания, просто-напросто ускользают из поля зрения народа», — продолжает Чумак.
Она уверена, что цирк прекрасно может обойтись без животных и сосредоточиться на клоунских и акробатических номерах.
«Лапа» — российская организация защиты прав животных, которая, помимо прочего, занимается стерилизацией бездомных собак и кошек. В России нелегко вести такую работу, потому что многие воспринимают животное как вещь, а не как мыслящее существо. Чумак считает, что дело чаще всего в недостатке информации.
«Я верю, что многие русские симпатизируют животным и любят их, они хотят обращаться с ними хорошо. Но они не знают, что именно надо делать, поэтому совершают ошибки».
Хотя в России акции против использования животных в цирке не привлекают такого внимания, как, например, в Швеции, есть признаки, что «Вита» и подобные ей организации имеют некоторое влияние. Большой Петербургский цирк приглашает на два типа представлений — с животными и без. А Российская государственная цирковая компания начинает вводить обязательную сертификацию.
При этом цирки находятся под экономическим давлением, и Россия заботится о них как о важной части культурного наследия. Большинство россиян уверены, что дрессированные звери — естественная часть этой культуры.