Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Я не верю в интеграцию

© AP Photo / Christophe EnaДевушка в мусульманской одежде на улице Ле Мениль-Сен-Дени, Франция
Девушка в мусульманской одежде на улице Ле Мениль-Сен-Дени, Франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осмелюсь утверждать: если ты очень верующий мусульманин, интегрироваться в культуру датского большинства невозможно, потому что быть верующим мусульманином — значит придерживаться набора ценностей, который исключает аналогичный датский набор ценностей. Возможно, интеграция была бы более реальной, если бы количество иммигрантов было более скромным. Но их слишком много.

Идея интеграции занимает абсолютно центральное место в датских дебатах на тему иммиграции. Преобладает мнение, что иммигранты, прибывшие не из стран Запада, постепенно, пусть даже и спустя какой-то длительный срок, станут к нам ближе и настолько переймут датские нормы и модели поведения, что станет возможным говорить о новых датчанах. Единственное отличие от всех остальных будет заключаться только в том, что они готовят хумус лучше, чем все эти остальные.

Но что касается культуры и ценностей, то тут я сомневаюсь, что это действительно произойдет. Во всяком случае, применительно к большому числу иммигрантов в Дании. Потому что допускаю, что большинство людей любят свою культуру, религию и идентичность, и не хотят отказаться от них потому, что живут в другой стране.

Если бы я поселился в Сирии, Иране или Афганистане, я вряд ли отказался бы от мнения, что свобода слова, равноправие полов и право на гомосексуальность — без риска быть наказанным — это здорово. К тому же я не перестал бы воспитывать в том же духе и своих детей.

Думаю, что большинство «незападных» иммигрантов думают так же о тех нормах и ценностях, которые они привезли с собой.



Что касается иммигрантов и их потомков, то, например, среди потомков иммигрантов, родившихся в Дании, религиозность только растет.

Осмелюсь утверждать, что на практике, если ты очень верующий мусульманин, интегрироваться в культуру датского большинства невозможно, потому что быть верующим мусульманином — значит придерживаться набора ценностей, который исключает аналогичный датский набор ценностей.

Если, например, женщины носят на голове платок, то потому, что поддерживают религиозное обоснование: мужчины не должны впадать в искушение, а на женщинах лежит ответственность за то, чтобы не дать им это сделать. Эта точка зрения коренным образом отличается от той точки зрения на отношения между полами, которая преобладает в Дании. Если кто-то не хочет подавать руки представителям противоположного пола, значит, этот человек не интегрировался.

Если кто-то считает, что Коран — само совершенство, что в идеальном государстве следует казнить гомосексуалистов и богохульников — хотя и признает, что такого государства нет — этот человек тоже не интегрировался.

Поэтому совершенно очевидно, что можно быть сколь угодно законопослушным, трудолюбивым и ощущать себя датчанином, но о культурной интеграции речь не идет.

Возможно, что, если бы количество иммигрантов было более скромным, интеграция была бы более реальной. Например, если бы человек был вынужден заключить брак с кем-то, кто не принадлежит к его или ее собственной этнической группе, вероятно, это привело бы к интеграции через несколько поколений. Но в Дании иммигрантов много, число их растет, браки в подавляющем большинстве случаев заключаются с представителями своей же этнической группы.

Одновременно с этим этнические параллельные общества стали настолько многочисленными, что в них можно жить совершенно изолированно от общества датского большинства. Об этом, например, речь шла в документальном фильме телеканала TV2 «Мечети за завесой», где было очень четко показано, что можно прекрасно существовать, сохраняя собственные правила и нормы поведения.

Поэтому я сомневаюсь в том, что нам доведется стать свидетелями интеграции, о которой так много говорят. Ценности и нормы — не то, что может исчезнуть только потому, что датчане, составляющие большинство, полагают, что их собственное мировоззрение разумно и прогрессивно.

Mikkel Andersson — журналист, часто принимающий участие в дебатах, с мнением которого можно познакомиться в Facebook и Twitter.