Идея интеграции занимает абсолютно центральное место в датских дебатах на тему иммиграции. Преобладает мнение, что иммигранты, прибывшие не из стран Запада, постепенно, пусть даже и спустя какой-то длительный срок, станут к нам ближе и настолько переймут датские нормы и модели поведения, что станет возможным говорить о новых датчанах. Единственное отличие от всех остальных будет заключаться только в том, что они готовят хумус лучше, чем все эти остальные.
Но что касается культуры и ценностей, то тут я сомневаюсь, что это действительно произойдет. Во всяком случае, применительно к большому числу иммигрантов в Дании. Потому что допускаю, что большинство людей любят свою культуру, религию и идентичность, и не хотят отказаться от них потому, что живут в другой стране.
Если бы я поселился в Сирии, Иране или Афганистане, я вряд ли отказался бы от мнения, что свобода слова, равноправие полов и право на гомосексуальность — без риска быть наказанным — это здорово. К тому же я не перестал бы воспитывать в том же духе и своих детей.
Думаю, что большинство «незападных» иммигрантов думают так же о тех нормах и ценностях, которые они привезли с собой.
Что касается иммигрантов и их потомков, то, например, среди потомков иммигрантов, родившихся в Дании, религиозность только растет.
Осмелюсь утверждать, что на практике, если ты очень верующий мусульманин, интегрироваться в культуру датского большинства невозможно, потому что быть верующим мусульманином — значит придерживаться набора ценностей, который исключает аналогичный датский набор ценностей.
Если, например, женщины носят на голове платок, то потому, что поддерживают религиозное обоснование: мужчины не должны впадать в искушение, а на женщинах лежит ответственность за то, чтобы не дать им это сделать. Эта точка зрения коренным образом отличается от той точки зрения на отношения между полами, которая преобладает в Дании. Если кто-то не хочет подавать руки представителям противоположного пола, значит, этот человек не интегрировался.
Если кто-то считает, что Коран — само совершенство, что в идеальном государстве следует казнить гомосексуалистов и богохульников — хотя и признает, что такого государства нет — этот человек тоже не интегрировался.
Поэтому совершенно очевидно, что можно быть сколь угодно законопослушным, трудолюбивым и ощущать себя датчанином, но о культурной интеграции речь не идет.
Возможно, что, если бы количество иммигрантов было более скромным, интеграция была бы более реальной. Например, если бы человек был вынужден заключить брак с кем-то, кто не принадлежит к его или ее собственной этнической группе, вероятно, это привело бы к интеграции через несколько поколений. Но в Дании иммигрантов много, число их растет, браки в подавляющем большинстве случаев заключаются с представителями своей же этнической группы.
Одновременно с этим этнические параллельные общества стали настолько многочисленными, что в них можно жить совершенно изолированно от общества датского большинства. Об этом, например, речь шла в документальном фильме телеканала TV2 «Мечети за завесой», где было очень четко показано, что можно прекрасно существовать, сохраняя собственные правила и нормы поведения.
Поэтому я сомневаюсь в том, что нам доведется стать свидетелями интеграции, о которой так много говорят. Ценности и нормы — не то, что может исчезнуть только потому, что датчане, составляющие большинство, полагают, что их собственное мировоззрение разумно и прогрессивно.
Mikkel Andersson — журналист, часто принимающий участие в дебатах, с мнением которого можно познакомиться в Facebook и Twitter.