Свое возвращение с Международной космической станции (МКС) российский космонавт Андрей Борисенко не забудет. «Это было гораздо хуже, чем перевернуться на машине», — сказал он после приземления.

Вместе с двумя своими коллегами Борисенко 10 апреля вернулся в спускаемой капсуле космического корабля «Союз» после почти полугодового пребывания в космосе. Несмотря на грубый маневр приземления в казахской степи возвращение на Землю прошло сравнительно терпимо. Первое приземление спускаемой капсулы «Союз» с человеком ровно 50 лет назад напротив закончилось крушением, тогда впервые погиб человек во время космического полета, космонавт Владимир Комаров.

Поскольку парашют не раскрылся так, как было запланировано, то космическая капсула Комарова со скоростью почти в 50 метров в секунду безостановочно мчалась к Земле. Мощностью удара «Союз 1» разнесло. Для опытного космонавта Комарова капсула стала огненной могилой. Добровольцы копают лопатами в обугленных обломках капсулы, как видно на видео российского космического агентства «Роскосмос».

Несчастный случай 24 апреля 1967 года стал сильным ударом по амбициозной советской программе космических полетов. Это произошло на пике соревнования в космосе с США, когда космическая гонка между Востоком и Западом определялась холодной войной сверхдержав.

Советское руководство в Москве в свое время провозгласило, чтобы первыми облететь Луну на управляемом космическом корабле и чтобы потом приземлиться на спутнике Земли. Под сильным давлением инженеры разрабатывали новый тип космического корабля «Союз», третью модель управляемого корабля после кораблей «Восток» и «Восход».


После трагической смерти Комарова работавший тогда инженер Борис Черток признал: «То, что произошло с Комаровым, было нашей ошибкой. Мы слишком рано отправили его. „Союз“ тогда еще не созрел». Для этого должно было быть проведено больше беспилотных тестовых полетов. Только в Политбюро в Москве этого никто не хотел признавать, комментировала в 2013 году газета «Комсомольская правда».

Уже в начале полета Комаров столкнулся с серьезными техническими проблемами. Поэтому следующий «Союз», который должен был стартовать для встречи в космосе, так и остался на Земле.

В конце концов речь уже шла только о том, чтобы космонавта в его сильно поврежденном космическом корабле живым вернуть на Землю. Но когда после многих других систем отказал и парашют, уже не было никакого спасения. «Комаров на совести у конструкторов», — сказал Черток.

И немецкие астронавты тоже летали на «Союзе»

Несмотря на трагический первый полет и еще один несчастный случай в 1971 году, когда погибли три космонавта, «Союз» совершенствовался и стал одной из самых успешных историй советской и российской космонавтики. До сих пор Россия использует для освоения космического пространства эти ракеты и космические капсулы усовершенствованной формы как «рабочую лошадь». Если ракета «Союз» должна доставить людей в космос, то она оборудована одноименной космической капсулой.

И немецкие герои освоения космоса летали к звездам на ракетах «Союз». В 1978 году первый немецкий космонавт Зигмунд Йен (Sigmund Jähn) стартовал с космодрома Байконур на «Союзе». После этого российским «космическим такси» воспользовались также Ульф Мербольд (Ulf Merbold), Томас Райтер (Thomas Reiter) и последним Александер Герст (Alexander Gerst). И следующий полет Герста на МКС в 2018 году планируется произвести с помощью ракеты «Союз».

Для России использование старого «Союза» — это выгодный бизнес. Потому что после того, как США в 2011 году приостановили свою программу «Шаттл», американские и европейские астронавты вынуждены летать на МКС на ракетах «Союз». Одно из трех мест в тесной космической капсуле обойдется США в 2018-2019 годах — туда и обратно — почти в 82 миллиона долларов США (примерно 77 миллионов евро).

Московский эксперт по космическим полетам Игорь Маринин убежден, что космическая капсула «Союз» с более чем 120 успешными пилотируемыми полетами и всего лишь двумя смертельными случаями является на сегодняшний день одним из самых надежных космических кораблей. «Системы спасения экипажа имеются на всех стадиях полета», — сказал он в интервью информационному агентству dpa.

После смерти Комарова «Союз» регулярно совершенствуют. Если сравнить сегодняшний тип «Союза» (Sojus-MS) с первой моделью 7K-OK трагического полета в 1967 году, то это было бы, как сравнение современных автомобилей с машинами сто лет назад, считает главный редактор журнала «Новости космонавтики». В техническом плане сделано очень многое.

В обозримом будущем Россия может продолжать работать со своим «Союзом». Пока используется МКС (запланировано до 2024 года), будет летать и «Союз», говорит Маринин. «Возможно, и дольше. Все зависит от разработки нового поколения космических кораблей «Федерация». Первый беспилотный полет «Федерации» «Роскосмос» планирует на 2021 год. «Рано или поздно они сменят Союз», — считает Маринин.