Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 20-е годы прошлого века Чехословакия стала убежищем для многих эмигрантов. Историк Мария Прокопюк рассказала «Радио Прага» об украинской эмиграции «первой волны». Здесь действовали многочисленные общественные организации, работали учебные заведения на украинском языке, от детских садов до академии, среди эмигрантов-украинцев было много художников, писателей, инженеров.

В нелегкие 20-е годы прошлого века Чехословакия стала убежищем для многих эмигрантов, и если карта «русской Праги» составлена достаточно подробно, об украинской эмиграции «Радио Прага» до сих пор не рассказывало. Заполнить этот пробел мы попросили Марию Прокопюк, историка, члена Союза украинок в Чехии, занимающуюся культурной и общественной деятельностью и сохраняющую в сегодняшней чешской столице память об украинских эмигрантах «первой волны».


«Радио Прага»: Мы немало знаем о русской эмиграции и почти ничего — об украинской. Между тем она жила не менее насыщенной и активной жизнью — здесь действовали многочисленные общественные и культурные организации, работали учебные заведения на украинском языке, от детских садов до академии, украинцы активно участвовали в научной жизни страны, среди них было много художников, писателей, инженеров. По-видимому, и формировалась украинская диаспора иначе, чем русская, тем более что какое-то время после Первой мировой войны Украина являлась независимым государством.


Мария Прокопюк: Украинская эмиграция попадала сюда еще и потому, что Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии, украинцы являлись депутатами австрийского парламента. Так что эмигранты приезжали сюда с территории Украины еще до Первой мировой войны. Когда в 1915 г. шел Брусиловский прорыв, и российская армия вошла на Западную Украину, многие жители сел и деревень были эвакуированы в Моравию — австрийские власти стремились их защитить от жестокости русских солдат. Это также стало частью украинской эмиграции, поскольку, хотя часть этих людей и вернулась впоследствии домой, многие остались. После Первой мировой войны это была эмиграция из Украинской народной республики, чьи пути с русской эмиграцией очень часто пересекались — и тем, и другим оказывала поддержку Чехословакия и президент Т. Г. Масарик в рамках так называемой «Русской акции помощи». И это не случайно, ведь когда в 1918 г. Масарик был в Киеве, то первое оружие, которое он получил для находившихся в Дарнице чехословацких легионеров, было передано именно от Центральной рады.


— А какими были маршруты украинских эмигрантов? Для русских это часто была эвакуация из Крыма в Константинополь, потом Болгария, далее Берлин, Париж, Прага…


— Те наши эмигранты, которые двигались по такому маршруту, попадали затем, как правило, в Париж. Большинство уезжало с территории Украины не морским путем, а сначала в Польшу, а уже потом в Прагу или Вену. Это происходило в 1919 г., когда большевики несколько раз брали Киев, пока не захватили его окончательно. К 1920 г. украинские эмигранты оказались в Польше, а первое украинское высшее учебное заведение — Свободный университет — появилось именно в Вене.


— Расскажите об этом, поскольку мало кто из наших слушателей о нем знает.


— Украинский свободный университет существует до сих пор, сейчас уже в Мюнхене, но тогда, в начале 1921 года, он был основан именно в Вене. Преподавание там велось на украинском языке, а его учредителями стали практически все профессора, которые раньше работали в Политехническом и Киевском университетах. В Вене университет просуществовал всего один семестр, после чего его решили перенести в Прагу, где жизнь была не такой дорогой. К тому же в Чехословакии увеличивалось число эмигрантов-украинцев, и в сентябре 1921 г. Свободный университет открылся в столице. Студенты занимались в Клементинуме, где сегодня находится Славянская библиотека, а также в зданиях Карлова университета на Целетной улице. Своих помещений у вуза не было, так что занятия проводились в разных местах.


— То есть можно сказать, что украинская эмиграция в Чехословакии, как и русская, во многом состояла из профессуры, ученых, философов?


— Да, ведь именно этим людям — носителям языка — угрожала на родине наибольшая опасность. Они знали, что их ждет, и многие бежали сюда, где уже работали украинские ученые. Так, одним из первых ректоров Украинского свободного университета стал Иван Горбачевский, бывший в 1917-18 гг. первым министром здравоохранения Австро-Венгрии, а в 1904 г. — ректором Карлова университета. Сегодня на здании медицинского факультета можно увидеть мемориальную доску в его честь, поскольку он явился основателем и первым директором Института медицинской химии и биологии при университете, где до сих пор чтут заложенные им традиции.


— По-видимому, одной из задач университета было сохранение в изгнании украинского языка?


— Безусловно. И важность этого хорошо понимал Масарик, поддерживавший эти начинания. Помимо университета, здесь существовал Украинский высший педагогический институт им. Драгоманова. Этот вуз работал и в Киеве (я там училась), под названием педагогический институт им. Горького. Сейчас в столице Украины он вновь называется Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. А в годы эмиграции «драгомановцы» переехали сюда. С ними здесь оказалась выдающийся педагог София Русова, занимавшаяся детским воспитанием и дошкольным образованием. Она похоронена на пражском Ольшанском кладбище. Интересно, что еще в 1876 г. София Русова вместе со своим мужем издали в Праге «Кобзарь» Тараса Шевченко. На Оплеталовой улице, на здании бывшей Грегоровой типографии, можно увидеть мемориальную доску, посвященную этому событию.


— Кем была молодежь, поступавшая в эти учебные заведения?


— Это были те, кто входил в состав Украинской галицкой армии. Сначала они воевали на стороне Австро-Венгрии, став потом армией Украинской народной республики, защищали Киев и другие украинские города от Красной армии. Потом были вынуждены отступать, и здесь для них даже было организовано несколько военных поселений. Например, в городе Либерец есть могилы скончавшихся там украинских солдат. Сначала это были закрытые лагеря — хотя они не считались военнопленными, но находились под контролем властей, поскольку это были военные силы. Однако поскольку Масарик понимал, что этим людям необходимо помочь, им предложили здесь учиться, и с целью поступления в вуз они получали право покинуть лагерь. Помимо ранее названных учебных заведений, в Подебрадах открывается также Украинский технический институт и хозяйственная академия, где в период расцвета училось одновременно более 700 человек.


— Русские и украинцы в межвоенной Чехословакии находились примерно в одинаковом положении — обе диаспоры получали помощь от Чехословацкого государства, обе пытались сохранить свою культуру и язык, и те, и другие были ранее подданными одной империи, и те, и другие бежали, спасаясь от большевиков. Какие были между ними отношения?


— Известно о некоторых личных контактах, прежде всего, с теми из русских эмигрантов, кто понимал, что украинцы — самостоятельная нация, а Украина — самостоятельное государство. Когда русские попадали сюда, то обнаруживали, что есть такие народы, как, например, словаки, которых пять миллионов, чехи… Так что украинцы, которых «каких-то» сорок миллионов, тоже могут быть самостоятельным народом. С такими русскими эмигрантами складывались нормальные отношения. Ведь даже церковь на Ольшанском кладбище была построена на совместно собранные средства, поскольку часть украинцев была не греко-католиками, а православными. Богослужение велось на старославянском языке, общим для всех, и православные украинцы, многие из которых переехали из Киева, были там на равных.


— То есть часть украинской эмиграции принадлежала к православной, а часть — к греко-католической церкви. Какими храмами в Праге пользовались та и другая общины?


— На Ольшанском кладбище, как уже говорилось, была построена небольшая православная церковь Успения Богородицы. В новых зданиях большой нужды не было, поскольку многие граждане Чехословакии являлись либо атеистами, либо протестантами, которые не ходили в католические храмы, поэтому греко-католикам отдали один из самых красивых храмов Праги — костел св. Климента, украшенный скульптурами Матиаша Бернарда Брауна. Эта церковь находится прямо на Королевской дороге, на Карловой улице. Если спуститься с Карлова моста и направиться в Старый Город, то сначала вы видите уникальный храм св. Сальвадора, и это — практически одна стена с храмом св. Климента, поскольку они соединены. Наш храм — чуть дальше по Карловой улице, и при входе в него находится Влашская часовня. «Влахами» в Богемии называли итальянцев, которые построили ее некогда для себя. Это комплекс Клементинума, где сегодня расположена Национальная библиотека.


— То есть когда в Праге появилось много греко-католиков из Украины, власти города передали им эту церковь?


— Да. Сегодня у нас там проводится три богослужения, которые проходят на украинском языке. Также в Праге действует еще одна церковь, куда ходят православные Киевского патриархата из Закарпатья — храм Благовещения Девы Марии в районе Альбертов, который изначально был католическим и был передан украинской диаспоре в 1920-е годы. Некоторые посещают церковь на Ольшанском кладбище и, насколько я знаю, некоторые ходят в чешский православный собор святых Кирилла и Мефодия на Рессловой улице.


— Русская эмиграция, как известно, издавала много своих газет и журналов, где публиковались известные писатели, политики. А что издавали в межвоенной Чехословакии украинцы?


— Всевозможных изданий было очень много. Это были, прежде всего, учебники, которые и сегодня хранятся в Хозяйственной академии в Подебрадах.


Большая коллекция учебников собрана в музее Нимбурка. Недавно сотрудники музея проводили специальную выставку — у них огромные фонды по всем предметам. Каждый вуз издавал свою периодику — свой журнал был, например, у Украинского свободного университета.


Издавалась поэзия — например, здесь жил очень известный украинский поэт Александр Олесь. И его сын Олег Ольжич, выдающийся археолог, учившийся в Праге и погибший в концлагере Заксенхаузен. Издавались работы Софии Русовой, замечательного педагога Степана Сирополка, который преподавал и в чешских учебных заведениях…