Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Последние язычники: Забытый народ выжил

© ОРКФ "Кинотавр"Кадр из фильма "Небесные жены луговых мари"
Кадр из фильма Небесные жены луговых мари
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 800 километрах к востоку от Москвы живут марийцы — в полном согласии с природой, как и велит их религия. Это финно-угорский народ, они говорят на своем языке и имеют свою, особую религию. Итальянский фотограф несколько раз посещал этот край и его жителей. Мы предоставляем вам редкую возможность познакомиться с жизнью народа мари.

Жирным, белым гусям жить осталось недолго.


Женщины несут их, упакованных в белые мешки, которые не дают гусям улететь, в священный лес недалеко от Нового Торъяла.


Там их принесут в жертву Великому Белому Богу.


Их зарежут и приготовят в больших чанах, подвешенных к деревьям.


Пока аромат еды, готовящейся в чанах, плывет среди голых стволов священных деревьев, участники действа, опустившись на колени, возносят свою первую молитву в ходе древней традиционной религиозной церемонии в лесу.


Когда гусей съедят, их шкура и кости будут сожжены на большом костре.


Гусь считается здесь священным животным, поскольку живет в трех стихиях.


Он может летать, плавать и ходить по земле.


Действующие лица — марийцы, проживающие в регионе Марий Эл, который находится примерно в 800 километрах к востоку от Москвы.


Для марийцев природа является центром всего.


НАРОД МАРИ В РОССИИ

Считается, что марийцы пришли в эти края на берегах Волги примерно 3000 лет тому назад, но первые упоминания о народе мари приходятся на VI век.

Немного об истории этих мест:

1552 — Эти земли были завоеваны первым русским царем, Иваном Грозным, и он силой заставил марийцев принять христианство. Тех, кто отказывался это делать, убивали, но подавляющее большинство стало сочетать и свою прежнюю веру, и христианство — вплоть до наших дней. До 1552 года марийцы подчинялись татарам-мусульманам и подвергались преследованиям с их стороны.

1917 — После революции в России и образования СССР собственная религия марийцев стала — как и все прочие религии — крайне нежелательна, но продолжала существовать — тайно. Коммунистическое руководство, в частности, сильно ограничивало свободу слова у марийцев, закрывая газеты и пр., их вынуждали говорить по-русски, многие были казнены или отправлены в чудовищные сибирские лагеря.

1920 — Была создана Марий Эл — как независимая марийская область, а с 1936 по 1991 года Марий Эл — Республика Марий Эл со столицей Йошкар-Олой имела статус независимой республики.

1990 — Религия мари получила официальное признание как третья религия в России и, т.о., уравнена в правах с православием и исламом. Но это не означало, что власть имущие отказались от попыток русифицировать марийское общество. Наоборот.

Настоящее время — В регионе приживают сейчас примерно 700 000 жителей, марийцы сегодня в меньшинстве.

Всего в России сейчас проживают около 600 000 марийцев. Примерно 300 000 из них живут за пределами региона Марий Эл.

Лишь 6% всех мари верны только лишь своей исконной религии. Большинство практикуют как свою религию, так и православие.

И после падения коммунистического режима предпринимаются активные попытки ассимилировать марийцев в российское общество, но полной победой они не увенчались. Марийцы упрямо придерживаются своей культуры и в этой связи, в частности, организуют летние курсы, на которых молодежь знакомится с культурным наследием своего народа.

Глава региона Леонид Маркелов запретил, в частности, преподавание в школах на марийском языке, закрыл газеты, выходящие на этом языке. Примерно 80 марийцев, работавших в административных органах, в последние годы были уволены.


Марийцы — это финно-угорский народ, они говорят на своем языке и имеют свою, особую религию. Она занимает настолько центральное место в культуре этого народа, что марийцев нередко называют последними язычниками Европы. Сами марийцы утверждают, что их религия — одна из древнейших в мире.


Главное место в религии народа мари занимают различные виды ритуалов жертвоприношения, все они основываются на природе. Главным сегодня является поклонение Кугу- Юмо — Большому Белому Богу. Прежде поклонялись 13 богам, есть некоторые различия между обрядами между регионами в зависимости от их географического положения — на возвышенности или в низинах.


Если попытаться выразить это коротко, то в основе религии народа мари лежит следующая философия: природа оказывает магическое влияние на людей, существовать без нее они не могут. Поэтому она является источником всего хорошего, ее надо охранять, беречь, заботиться, ей надо поклоняться.


Но сегодня лишь меньшая часть народа мари поклоняется своей религии в ее изначальном виде. Большинство одновременно с этим являются прихожанами православной церкви и параллельно практикуют обе религии.


Марийцев часто преследовали и угнетали власть имущие, в частности, именно из-за их религии, и это происходит по-прежнему.

© Фото : Кинокомпания "29 февраля"Кадр из фильма "Небесные жены луговых мари"
Кадр из фильма Небесные жены луговых мари


Итальянский фотожурналист Раффаэле Петралья (Raffaele Petralla) трижды ездил к марийцам в Россию и планирует снова навестить их в мае.


Впервые он приехал к марийцам в 2010 году, в беседе с Jyllands-Posten он рассказал, что на самом деле ехать к ним он не собирался. В Россию он прибыл совсем по другому поводу.


«Я был в Чернобыле, собирался снимать то, как эту территорию открывают для туристов. И пока я там был, никак не мог избавиться от навязчивой идеи о том, что все, что я ел или к чему прикасался, было радиоактивным. И поэтому мне захотелось уехать как можно дальше от тех мест, и вскоре меня заинтересовал регион Мари».


Он поискал информацию в интернете, и нашел достаточно для того, чтобы решить отправиться в эти края и встретиться с марийцами у них дома.


«Я попытался связаться с кем-то, из живущих здесь, и нашел одного музыканта, Юрия, который исполнял традиционную марийскую музыку. Я написал ему — через интернет, а он пригласил меня к себе в гости. Именно так и началось мое «марийское приключение».


Музыкант жил в деревне Ошара, и когда итальянский фотограф приехал туда, его приветствовали концертом, устроенным 12 из семей деревни. Потом были и танцы, и немало самогона — местной водки домашнего приготовления.


Когда фотограф посещал марийцев, каждый раз визиты затягивались больше, чем на месяц, жил он у разных гостеприимных семей, поскольку с гостиницами и прочими традиционными местами для ночлега, в регионе дела обстоят плохо.


«Когда я перемещался по региону, то, как правило, слегка хитрил. Просил местных зимой помогать мне с транспортом», — рассказывает фотограф, который о своей цели, связанной с поездками и проживанием со своей камерой среди мари, говорит следующее:


«С самого начала я ставил перед собой цель запечатлеть то, как люди живут в сельской местности, ту духовность, которая так распространена в обществе. Дело в том, что я обнаружил, что их повседневная жизнь очень тесно связана именно с духовностью. Я увидел, с какой любовью и с каким уважением они относятся к природе, и это проявляется даже в самых мелких повседневных вещах».


Вот что Раффаэле Петралья рассказывает, в частности, о своих пока еще трех месяцах в гостях у марийцев:


«Марийцы — очень гостеприимные и приветливые люди. Я много езжу, но еще никогда не встречал столько людей, которые были готовы разрешить мне пожить у них дома, хотя они меня совсем не знали. Во время моих поездок я побывал во многих деревнях, и везде мне предлагали место для ночлега и еду».


Петралья также подчеркивает, что он повсюду чувствовал себя настолько своим, что просто автоматически начинал принимать участие в повседневной жизни деревень.


Фотограф приезжал к марийцам и ледяной зимой, и очень жарким летом, поэтому ему удалось познакомиться с тем, как этот народ живет круглый год. Он побывал в школах, в так называемых «колхозах», старых коллективных хозяйствах еще советских времен, а также во многих других местах.


На вопрос о том, что вообще движет им как фотографом, Раффаэле Петралья ответил Jyllands-Posten:


«Все началось с любопытства. Очень часто все начинается с того, что я читаю какую-то книгу. В числе многих других проектов это привело, например, к появлению репортажа о том, как трудятся рабочие на кирпичном заводе в Бангладеш, или репортажа из одного китайского города, где, по большей части, не производят ничего кроме вещей, непригодных к употреблению. Иногда я — как и в случае с марийцами — нахожу источники вдохновения в интернете».


И последний вопрос: вы можете рассказать о том, как вы обычно работаете?


«Я предпочитаю рассказывать непрерывные истории, и, как правило, я провожу в одном месте довольно долгое время. Таким образом, у меня устанавливаются определенные отношения с теми, кого я фотографирую, в моей компании они чувствуют себя в безопасности.


Нередко проходит много дней, прежде чем я достаю камеру. Очень важно, чтобы мои герои чувствовали себя комфортно и вообще не вспоминали бы о ней».