Для родившегося в городе Коувола строительного инженера Юхи Вяттё (Juha Vättö) отправиться работать в соседнюю страну было вполне естественным шагом. Его первым местом работы был Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат в 1974 году, который строила фирма «Финн-Строй». Затем он работал на Костомукшском горно-обогатительном комбинате и целлюлозно-бумажном комбинате города Советска.
В 1970-1980-х годах у «Финн-Строй» было много проектов в СССР. Тогда договоры заключались на бартерной или на клиринговой основе. Незадолго до окончания этого периода в 1988 году компания успела создать первое финско-советское строительное предприятие — «Лентек».
Юха Вяттё вел переговоры при создании «Лентека», и вскоре его назначили директором-распорядителем компании. После окончания деятельности концерна «Финн-Строй» Вяттё стал одним из собственников «Лентека» наряду с компанией «Ракеннус-Руола». Крупнейшим собственником был Санкт-Петербург.
Несмотря на распад Советского Союза и завершение практики клиринговых отношений, предприятию «Лентек» хватало работы в Санкт-Петербурге, бывшем Ленинграде. По мнению Вяттё, в начале 1990-х годов «Лентек» был самой известной западной компанией в Петербурге. Она строила десятки объектов: автозаправочные станции, табачные фабрики, офисные здания и банки. Случалось, что по старой памяти заказчики — такие, например, как таможня — спрашивали, не согласится ли Вяттё что-нибудь для них построить. И он соглашался, если получалось договориться о цене.
1990-е годы были беспокойным временем в России. Вяттё не раз угрожали. В его офис ворвались вооруженные люди буквально через несколько дней после визита журналистов газеты Rakennuslehti. Не помогло даже то, что у дверей офиса стояла вооруженная охрана.
Беспорядки не испугали Вяттё, он упорно продолжал развивать компанию. Он приобретал для компании участки, хотя поначалу их удавалось только арендовать. Важнейшим из них был участок в Приморском районе, где планировали строить жилье для семей иностранцев, которые собирались переселиться в Санкт-Петербург. Однако спрос на квартиры класса люкс был очень низким, и участок был вынужден дожидаться лучших времен.
«ЮИТ Лентек» начал самостоятельную деятельность по строительству и продаже квартир
В конце 1990-х годов девальвация курса рубля сделала перспективы в области строительства настолько туманными, что в 1997 году Вяттё стал вести переговоры о продаже фирмы финскому концерну «ЮИТ». Он думал создать более мощную структуру, которая позволила бы начать деятельность по строительству и продаже квартир. В начале 2000-х годов эта цель стала реализовываться. «Лентек» начал развивать строительство в Приморском районе. В интервью газете Rakennuslehti Вяттё говорил, что доволен первым опытом. Объект был поделен на три этапа. На первом этапе работу выполняла российская сторона, а финны лишь наблюдали. На втором этапе финны включались в работу, чтобы набраться опыта в продаже квартир.
Вяттё считал, что само строительство — самая легкая часть проекта. Проблематичнее всего — приобрести участок и получить разрешения.
Квартиры так хорошо продавались, что Вяттё начал приобретать новые участки, в том числе и на аукционах. Количество объектов по финским меркам стало огромным.
В то время российская сторона владела 12% акций «Лентека», и у компании был российский генеральный директор. Вяттё считал это важным для ее имиджа.
«В России дела надо вести определенным образом, здесь требуется знание местных норм. Советы финнов, что вопросы можно было бы решать быстрее, бессмысленны. Надо просто принять тот факт, что перед получением необходимых заключений специалистов и печати все очень долго разжевывается. Это невозможно изменить».
«Россия — страна контактов. Личные отношения и доверие решают все. Если не умеешь пользоваться ими — пропадешь».
В 2003 году начатая Вяттё деятельность по строительству и продаже квартир показала себя настолько успешной, что «ЮИТ» сделал ее краеугольным камнем своей стратегии в России и расширил ее до Московской области, а вскоре начал заниматься строительством и во всех крупных городах России. Позже по такому же принципу была построена работа на других объектах в восточной части Центральной Европы.
Переход из «ЮИТ» в «Лемминкяйнен» во время экономического кризиса 2008 года
Годовой прирост в несколько десятков процентов продолжался до 2008 года, но осенью на России сказался мировой валютный кризис. Вяттё, как и многим другим работавшим в России финским руководителям, пришлось оставить компанию.
«В России не надо суетиться», — любил говорить Вяттё, но в акционерном обществе, которое зависело от квартальной прибыли, этой истине было трудно следовать. Огромные инвестиции в Россию становились, по мнению инвесторов, устрашающе рискованными.
«Лемминкяйнен» быстро воспользовался ситуацией и принял на работу опытного и обладающего прекрасными связями Вяттё для того, чтобы он возглавил жилищное строительство в Санкт-Петербурге. В 58 лет Вяттё еще был полон сил и не хотел сидеть дома и «командовать женщинами», как он с юмором сказал в интервью газете Rakennuslehti в 2009 году.
«Если бы работа состояла только в поиске объектов, я бы не стал продолжать, но строительство недвижимости — такое интересное дело, что на это у меня всегда хватит сил», — говорил он. Финское жилищное строительство по сравнению с российским Вяттё считал слишком скучным, чтобы оно могло заставить его вернуться в Финляндию. Правда, несколько раз он об этом подумывал, но Петербург все равно интересовал больше.
Он сделал «ЮИТ Дом» уважаемым брендом в Санкт-Петербурге. Помимо надежности, он отличался от местных конкурентов и качеством. Такую же работу он продолжил делать в «Лемминкяйнене». Стены и полы выравнивались под шпаклевку, а в ванных комнатах делалась, по меньшей мере, гидроизоляция пола. Хотя российские строительные нормы не предписывали устройства трапов в ванных комнатах, Вяттё удалось пропихнуть их как фактор улучшения качества. Одним из любимых занятий Вяттё было проектирование армирования, потому что российские нормы в этих вопросах сильно отставали.
Своим любимым делом, развитием жилищного строительства, он занимался практически до самой смерти. Рак поджелудочной железы заставил его «командовать женщинами» только в самые последние недели жизни.
Уважаемый и заботливый начальник
Вяттё был громогласным самоуверенным руководителем старого типа, который не очень вписывался в лощеный мир акционерных обществ. Русским, однако, нравился этот стиль, потому что за громким голосом хозяина они слышали его заботу о своих людях. Для питомца одного из сотрудников он однажды на свои деньги пригласил ветеринара. Он усвоил хороший русский принцип: руководитель всегда разделяет радости и горести своих сотрудников.
Местом отдыха Вяттё была его дача, куда он уезжал, как только появлялась такая возможность. Каждую пятницу он стремился из Петербурга домой или на дачу. Хотя его лето обычно проходило на стройках Санкт-Петербурга, на даче обязательно должно было быть много цветов, хотя он и знал, что вряд ли увидит, как они цветут.
«Если на даче были дети, то они всегда ходили вслед за Юсси — словно заколдованные гаммельнским крысоловом, который играл на дудочке. Возня с детьми, особенно с внуками, позволяла ему расслабиться. Юсси будет недоставать его „командующей жене", трем детям и трем внукам», — говорит Хенна Вяттё (Henna Vättö).
Вяттё будет недоставать финским и российским строителям. Он был уважаемым знатоком восточной торговли, который изо всех сил старался помочь другим финнам преуспеть в России.
Об уважении к Вяттё говорит и то, что в 2006 году директору-распорядителю ЗАО «ЮИТ Лентек», вице-президенту «ЮИТ» по Петербургу и Северо-западному региону России Юхе Вяттё первому из иностранных строителей было присвоено звание «Почетного строителя России» и вручен знак отличия.
В 2005 году архитектурно-строительный факультет Санкт-Петербургского государственного университета присвоил Юхе Вяттё звание почетного доктора наук.
28 июня Юхе Вяттё исполнилось бы 67 лет.