В центре прекрасной Тосканы в окружении кипарисов и холмов находится виноградник Иль Парадизо ди Фрассино. Пейзаж словно взят из фильма, да и саундтрек к нему уже готов.


В винограднике звучат произведения Моцарта. Со всех сторон. Постоянно. Карло Чиньоцци (Carlo Cignozzi) установил в разных местах своего виноградника 84 громкоговорителя и включил музыку, которую выбрал сам — «Лучшие произведения Моцарта».


«Многие считают меня сумасшедшим и говорят, что это лишь способ создать бренд для своего вина с помощью музыки великого композитора. Они не знают, что для растений играли уже сотни лет назад в Японии и Китае», — говорит Чиньоцци.


Идея пришла оттуда. Чиньоцци заинтересовался экологически чистыми способами возделывания виноградников и, прочитав о музыкальной терапии для растений, которую используют в странах Азии, решил испытать ее на своих полях. Вместо того, чтобы распылять пестициды, в винограднике включили музыку.


Итальянский исследователь уверен в том, что музыка оказывает влияние на вкус вина. В Финляндии этому удивляются.


Профессор Флорентийского университета Стефано Манкусо (Stefano Mancuso) занимается вопросами интеллекта растений: он изучает, каким образом растения реагируют на окружающую среду. Его исследования свидетельствуют о том, что такие растения, как виноград, реагируют на музыку.


«Это, конечно, не должна быть именно музыка Моцарта. Совсем не обязательно, чтобы это вообще была музыка. Растения реагируют на звук. Найдя правильную частоту, мы можем влиять на их рост», — советует он.


Манкусо также изучил вина Чиньоцци. Он убедился в том, что музыка Моцарта улучшает их качество.


«В винах, приготовленных из винограда, рядом с которым звучала музыка Моцарта, содержание полифенолов и сахаров значительно выше, что улучшает качество вина», — рассказывает Манкусо.


Чиньоцци сообщил, что он испытывал воздействие музыки самым простым способом. Он устанавливал громкоговорители а одном винограднике и не ставил их в другом.


«Разница была очень большой. На той виноградной лозе, для которой играла музыка, вырастало больше листьев. Они были крупнее, толще и зеленее. Кроме этого, на ней появлялось меньше опасных грибков», — рассказывает он.


Профессор биологии Хельсинкского университета Курт Фагерстедт (Kurt Fagerstedt) относится к вопросу скептически.


«В научном обществе сомневаются в результатах исследований Манкусо», — говорит он.


По словам Фагерстедта, оценить эти опыты очень трудно. Чтобы доказать их научность, следует проводить независимые контрольные эксперименты и повторные проверки.


«Я не видел ни одного приемлемого исследования способности растений слышать и отношусь к таким исследованиям очень осторожно», — добавляет он.


Фагерстедт однако не исключает влияния звуковых волн на вредителей растений. Научных доказательств этого все же нет.


Почему именно Моцарт?


Виноградники Чиньоцци слушали не только Моцарта. Музыкальный эксперимент начался с барокко и итальянской народной музыки, а также блюза.


«Исследователи из университетов Пизы и Флоренции посоветовали для эксперимента разумнее выбрать одного композитора, музыка которого звучит на определенной частоте. Я выбрал Моцарта, потому что подумал, что слушать его каждый день будет приятнее всего», — рассказывает Чиньоцци.

Гроздья винограда Брунелло в предместье Монтальчино


Чиньоцци со смехом рассказывает, что работники виноградников уже ненавидят Моцарта.


«Но они терпят музыку, потому что знают, что она полезна винограду», — отмечает он.


По мнению профессора Манкусо, лучшей для винограда была бы частота в 200 герц или ниже.


«Лучше всего было бы равномерное звучание на низкой частоте, но этого никто бы не выдержал целые сутки. Моцарт — действительно очень хороший выбор, потому что в его произведениях много низких звуков», — считает он.


Другие виноделы относятся к идее Чиньоцци с осторожностью


Брунелло ди Монтальчино — одно из самых известных и признанных итальянских вин. Виноделы провинции Монтальчино столетиями возделывали виноградники традиционными методами.


К музыкальному эксперименту Чиньоцци они относятся с большой осторожностью. По его собственным словам, его называют сумасшедшим, который хочет привлечь к себе внимание.


Благодаря Моцарту Чиньоцци стал местной достопримечательностью. В его виноградник приезжают много туристов и журналистов со всего света. В конце концов и отношение местных виноделов к нему смягчилось.


«Иногда даже приходят и спрашивают, можно ли им тоже включать музыку для своих виноградников, потому на различные химикаты уходит много денег», — смеется он.


Внимание научного сообщества к виноградникам Чиньоцци тоже возросло. Следующей осенью Университет Калифорнии будет проводить исследование о влиянии музыки на виноград.