Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Режиссера угнетает состояние свободы самовыражения в России

«Как будто по улицам ходит гигантский зомби, который готов укусить первого встречного»

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкТеатр.doc представил спектакль в лагере оппозиции на Чистых прудах
Театр.doc представил спектакль в лагере оппозиции на Чистых прудах
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ситуация со свободой самовыражения в России становится все хуже. Режиссер Кирилл Серебренников — под домашним арестом в Москве. Войска спецназа прервали показ спектаклей театра Театр.doc и закрыли его помещения. «Зло, которое живет в России, не только стало хуже, но и сошло с ума. Как если бы на улицу вышел гигантский зомби, который готов укусить первого встречного».

Двери в маленьком московском театре открывают ударом ноги. В зал врываются два полицейских. Варвара Фаэр прерывает свой монолог. В театре Teatr.doc идет генеральная репетиция спектакля «Болотное дело».


Весна 2015 года.


Полицейские уводят с собой режиссера спектакля Елену Гремину.


«Продолжайте репетицию», — говорят полицейские и уходят.


Режиссер Варвара Фаэр со смехом рассказывает об этом на верхнем этаже театра Telakka в финском городе Тампере. Фаэр работает над документальным спектаклем «Ошибка на границе» («Rajavirhe»).


«Волков бояться — в лес не ходить», — говорит Фаэр.


Так она хочет обойти вопрос о том, ожидает ли новую постановку закрытие или другие неприятности.


Спектакли c критикой


Вопрос имеет под собой основание, потому что театр Teatr.doc известен тем, что поднимает сложные вопросы и за это часто подвергается давлению.


Фаэр поставила, пожалуй, самый известный спектакль театра — «БерлусПутин». По сюжету приятели Владимир Путин и Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) попадают в аварию, и Путину пересаживают половину мозга погибшего Берлускони. Сущность Путина не меняется, хотя в результате операции он становится еще более приятным на вид.


Спектакль основан на сатире итальянского драматурга Дарио Фо (Dario Fo). Другим спектаклем, привлекшим всеобщее внимание, стал «Час восемнадцать», который рассказывает о смерти юриста Сергея Магницкого в тюрьме предварительного заключения в 2009 году. Магницкий выяснил, что чиновники присвоили себе огромную сумму, но сам попал под следствие.


«После двух таких сильных спектаклей мы уже были готовы к тому, что что-то произойдет», — говорит Фаэр.


И это был случай с Pussy Riot.


После выступления панк-группы «Pussy Riot» в московском соборе и последовавшим за ним арестом Фаэр загорелась идеей спектакля в поддержку «Pussy Riot». Был поставлен документальный спектакль об аресте «Pussy Riot», на сцене выступали адвокаты и сторонники девушек.


«Тогда и появились чокнутые верующие. И тут началось», — рассказывает Фаэр.


Под чокнутыми верующими Фаэр подразумевает группу «религиозных радикалов», которая выступает под разными именами.


«Они пытались прервать спектакль. Они вышли на сцену во время спектакля, стали кричать и поливать всех святой водой», — рассказывает Фаэр.


Начались притеснения


На премьеру спектакля «Болотное дело» пришли в четыре раза больше людей, чем планировалось. Спецназ окружил здание театра. Каждому зрителю пришлось пройти сквозь оцепление. Полицейские стояли в оцеплении все время, пока шел спектакль.


Спектакль рассказывает о демонстрациях, которые проходили в Москве в мае 2012 года и были направлены против избрания Владимира Путина президентом на третий срок.


Текст основан на интервью, данных родственниками и друзьями участников демонстрации, приговоренных к тюремному заключению.


На следующий день начались неприятности. Режиссера Гремину опять увезли на допросы, которые длились шесть-семь часов. По словам Фаэр, в театр приезжали люди из ФСБ, следователь уголовного розыска и полицейские.


На следующий день владелец здания позвонил и сообщил, что расторгает договор об аренде.


Из здания, в котором театр находился до этого, тоже пришлось уехать.


Полицейские заварили дверь, чтобы театр наверняка прекратил показывать спектакли. Публику пришлось пропускать в зал через служебный вход.


Театру пришлось подыскивать третье место для работы, оно оказалось в подвале старого жилого дома. Театр находится там и сейчас. По словам Фаэр, арендодатель не поддается на давление.


Что-то изменилось


Но это совсем не то, о чем сейчас беспокоится Фаэр. По ее словам, небольшие андеграундные группы, инакомыслящие и небольшие независимые газеты и раньше время от времени подвергались давлению. Сейчас что-то изменилось.


Как пример — случай с Кириллом Серебренниковым.


Кирилл Серебренников — один из самых значительных российских режиссеров театра и кино. Сейчас он находится под домашним арестом. Его подозревают в хищении 68 миллионов рублей государственных денег.


Серебренников является руководителем московского театра «Гоголь-центр» с 2012 года.


Подозревают, что в хищении была замешана театральная группа «Седьмая студия», которой руководит Серебренников.


Вынесенное решение о содержании его под домашним арестом потрясло российское общество. Группа российских деятелей искусства вызвалась внести залог за Серебренникова, но решение о домашнем аресте не было отменено.


Серебренников будет находиться под домашним арестом до 19 октября.


Лауреат премий «Оскар» актриса Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) входит в международную группу сторонников Кирилла Серебренникова, которая составила петицию в защиту режиссера.


Основной претензией следствия является то, что Серебренников взял деньги на спектакль в рамках проекта «Сон в летнюю ночь», который никогда не был поставлен.


Видеозаписи, театральные рецензии, отзывы зрителей в Facebook, театральные туры в Риге и Париже, а также номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» свидетельствуют об обратном и выставляют обвинение в абсурдном свете.


Петицию уже подписали больше 38 тысяч человек.


«Спасайся кто может»


По мнению Фаэр, речь идет не об экономическом преступлении, а о стремлении сломить человека.


«Начинает казаться, что зло, которое живет в России, не только стало хуже, но и сошло с ума. Оно полностью вышло из-под контроля. Как если бы на улицу вышел гигантский зомби, который готов укусить первого встречного. Спасайся кто может», — говорит Фаэр.


По мнению Фаэр, определить, в чем Серебренников действительно виноват, невозможно.


«Причиной может быть все, что угодно. Например, отпустил шутку или посмеялся над кем-то, например, из окружения президента», — говорит Фаэр.


«Это больше похоже на личную месть. По большей части люди, которые обладают в России властью, мстительны и мелочны».


По мнению Фаэр, наступил день, когда государственную машину стали использовать в личных целях для травли.


«Это позор».


По мнению Фаэр, Серебренникова осудили не за то, что его продукция имеет критический оттенок.


«Он достаточно критичен, но многие другие работают в таком же ключе. Это не основная причина».


По словам Фаэр, из того, что произошло, не надо создавать стереотип в том смысле, что за политическую критику всех сажают в тюрьму.


«Зло словно потеряло рассудок, помешалось. Как будто страной управляют дьявольские силы, и сам Сатана помешался», — говорит Фаэр.


Фаэр продолжает репетиции спектакля «Ошибка на границе» в Тампере. В этом спектакле сравнивают ситуацию на Украине и Зимнюю войну.


— Полиция Вас еще никуда не увозила?


«Пока нет», — отвечает Фаэр.


Нельзя допускать, чтобы страх вошел в жизнь.


«Конечно. Зачем бояться? Это непродуктивно».


«Если все время бояться, не сможешь жить. Я делаю то, что нужно делать. Вот и все».


Премьера спектакля состоится в театре Telakka 10 октября в 19:00