Двери в маленьком московском театре открывают ударом ноги. В зал врываются два полицейских. Варвара Фаэр прерывает свой монолог. В театре Teatr.doc идет генеральная репетиция спектакля «Болотное дело».
Весна 2015 года.
Полицейские уводят с собой режиссера спектакля Елену Гремину.
«Продолжайте репетицию», — говорят полицейские и уходят.
Режиссер Варвара Фаэр со смехом рассказывает об этом на верхнем этаже театра Telakka в финском городе Тампере. Фаэр работает над документальным спектаклем «Ошибка на границе» («Rajavirhe»).
«Волков бояться — в лес не ходить», — говорит Фаэр.
Так она хочет обойти вопрос о том, ожидает ли новую постановку закрытие или другие неприятности.
Спектакли c критикой
Вопрос имеет под собой основание, потому что театр Teatr.doc известен тем, что поднимает сложные вопросы и за это часто подвергается давлению.
Фаэр поставила, пожалуй, самый известный спектакль театра — «БерлусПутин». По сюжету приятели Владимир Путин и Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi) попадают в аварию, и Путину пересаживают половину мозга погибшего Берлускони. Сущность Путина не меняется, хотя в результате операции он становится еще более приятным на вид.
Спектакль основан на сатире итальянского драматурга Дарио Фо (Dario Fo). Другим спектаклем, привлекшим всеобщее внимание, стал «Час восемнадцать», который рассказывает о смерти юриста Сергея Магницкого в тюрьме предварительного заключения в 2009 году. Магницкий выяснил, что чиновники присвоили себе огромную сумму, но сам попал под следствие.
«После двух таких сильных спектаклей мы уже были готовы к тому, что что-то произойдет», — говорит Фаэр.
И это был случай с Pussy Riot.
После выступления панк-группы «Pussy Riot» в московском соборе и последовавшим за ним арестом Фаэр загорелась идеей спектакля в поддержку «Pussy Riot». Был поставлен документальный спектакль об аресте «Pussy Riot», на сцене выступали адвокаты и сторонники девушек.
«Тогда и появились чокнутые верующие. И тут началось», — рассказывает Фаэр.
Под чокнутыми верующими Фаэр подразумевает группу «религиозных радикалов», которая выступает под разными именами.
«Они пытались прервать спектакль. Они вышли на сцену во время спектакля, стали кричать и поливать всех святой водой», — рассказывает Фаэр.
Начались притеснения
На премьеру спектакля «Болотное дело» пришли в четыре раза больше людей, чем планировалось. Спецназ окружил здание театра. Каждому зрителю пришлось пройти сквозь оцепление. Полицейские стояли в оцеплении все время, пока шел спектакль.
Спектакль рассказывает о демонстрациях, которые проходили в Москве в мае 2012 года и были направлены против избрания Владимира Путина президентом на третий срок.
Текст основан на интервью, данных родственниками и друзьями участников демонстрации, приговоренных к тюремному заключению.
На следующий день начались неприятности. Режиссера Гремину опять увезли на допросы, которые длились шесть-семь часов. По словам Фаэр, в театр приезжали люди из ФСБ, следователь уголовного розыска и полицейские.
На следующий день владелец здания позвонил и сообщил, что расторгает договор об аренде.
Из здания, в котором театр находился до этого, тоже пришлось уехать.
Театру пришлось подыскивать третье место для работы, оно оказалось в подвале старого жилого дома. Театр находится там и сейчас. По словам Фаэр, арендодатель не поддается на давление.
Что-то изменилось
Но это совсем не то, о чем сейчас беспокоится Фаэр. По ее словам, небольшие андеграундные группы, инакомыслящие и небольшие независимые газеты и раньше время от времени подвергались давлению. Сейчас что-то изменилось.
Как пример — случай с Кириллом Серебренниковым.
Кирилл Серебренников — один из самых значительных российских режиссеров театра и кино. Сейчас он находится под домашним арестом. Его подозревают в хищении 68 миллионов рублей государственных денег.
Серебренников является руководителем московского театра «Гоголь-центр» с 2012 года.
Подозревают, что в хищении была замешана театральная группа «Седьмая студия», которой руководит Серебренников.
Вынесенное решение о содержании его под домашним арестом потрясло российское общество. Группа российских деятелей искусства вызвалась внести залог за Серебренникова, но решение о домашнем аресте не было отменено.
Серебренников будет находиться под домашним арестом до 19 октября.
Лауреат премий «Оскар» актриса Кейт Бланшетт (Cate Blanchett) входит в международную группу сторонников Кирилла Серебренникова, которая составила петицию в защиту режиссера.
Основной претензией следствия является то, что Серебренников взял деньги на спектакль в рамках проекта «Сон в летнюю ночь», который никогда не был поставлен.
Видеозаписи, театральные рецензии, отзывы зрителей в Facebook, театральные туры в Риге и Париже, а также номинация на национальную театральную премию «Золотая маска» свидетельствуют об обратном и выставляют обвинение в абсурдном свете.
Петицию уже подписали больше 38 тысяч человек.
«Спасайся кто может»
По мнению Фаэр, речь идет не об экономическом преступлении, а о стремлении сломить человека.
«Начинает казаться, что зло, которое живет в России, не только стало хуже, но и сошло с ума. Оно полностью вышло из-под контроля. Как если бы на улицу вышел гигантский зомби, который готов укусить первого встречного. Спасайся кто может», — говорит Фаэр.
По мнению Фаэр, определить, в чем Серебренников действительно виноват, невозможно.
«Причиной может быть все, что угодно. Например, отпустил шутку или посмеялся над кем-то, например, из окружения президента», — говорит Фаэр.
«Это больше похоже на личную месть. По большей части люди, которые обладают в России властью, мстительны и мелочны».
По мнению Фаэр, наступил день, когда государственную машину стали использовать в личных целях для травли.
«Это позор».
По мнению Фаэр, Серебренникова осудили не за то, что его продукция имеет критический оттенок.
«Он достаточно критичен, но многие другие работают в таком же ключе. Это не основная причина».
По словам Фаэр, из того, что произошло, не надо создавать стереотип в том смысле, что за политическую критику всех сажают в тюрьму.
«Зло словно потеряло рассудок, помешалось. Как будто страной управляют дьявольские силы, и сам Сатана помешался», — говорит Фаэр.
Фаэр продолжает репетиции спектакля «Ошибка на границе» в Тампере. В этом спектакле сравнивают ситуацию на Украине и Зимнюю войну.
— Полиция Вас еще никуда не увозила?
«Пока нет», — отвечает Фаэр.
Нельзя допускать, чтобы страх вошел в жизнь.
«Конечно. Зачем бояться? Это непродуктивно».
«Если все время бояться, не сможешь жить. Я делаю то, что нужно делать. Вот и все».
Премьера спектакля состоится в театре Telakka 10 октября в 19:00