Учиться считать, используя пули. Выбирать слово «винтовка», чтобы выучить букву «В». Быть убежденным, что падешь в рай, если убьешь других. Все это относится к маленькому ребенку, который получил образование в месте, которое называется «школа», созданная террористической организацией ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) на территории Сирии и Ирака.


Организации удалось продемонстрировать свой сильный и современный подход к системе образования, который включает в себя их видение насилия и конфликтных ситуаций. После ухода ИГИЛ из многих областей экстремистские учебные программы были в основном в электронном виде. Они предоставлялись специалистам в области средств информации и соответствующим центрами. Эти программы не были предоставлены детям на местах из-за отсутствия возможностей финансирования образовательного процесса, устанавливающего принципы, по которым перевоспитывают детей в областях, все еще находящихся под контролем «Исламского государства».


«Мы знаем, что ты куришь, и сообщим об этом, если не позволишь нам отправиться в школу ИГИЛ»


Сириец Абу Мухаммад, чей дом находится в Дейр-эз-Зоре, решил не покидать дом без крайней необходимости. Он знает, что его город находится под жестким контролем игиловцев, но несмотря на это, не смог помешать своим детям Мухаммаду (9 лет) и Ахмеду (8 лет) выходить из дома. Дом был переполнен людьми после закрытия обычных школ.


Дети каждый день играли перед домом, но захотели вернуться в школу, которую ИГИЛ создала в этом районе, потому как соседские ребята тоже пошли туда учиться. Абу Мухаммад думал, что все ограничится преподаванием чтения и письма, и, несмотря на свои опасения, он согласился отдать туда своих сыновей. Мы поговорили со старшей сестрой Мухаммада и Ахмеда и она сказала: «Мы боялись выходить из дома из-за ИГИЛ, но они пришли в наш дом со своими идеями. Поведение моих братьев сильно изменилось. Они вмешивались во все, что касается нашего внешнего облика, одежды, передвижений и даже поведения. Мой отец сильно сожалеет об этом решении и просил братьев не ходить туда, но они настаивали на том, чтобы идти в школу. Но, трагедия заключается в том, что они пригрозили моему отцу донести на него из-за того, что он курит».


Мальчики продолжали угрожать своему отцу и повторяли на сирийском диалекте: «Мы знаем, что ты куришь». Вся жизнь семьи стала сплошным кошмарном, и все должны были соглашаться с мальчикам и не противоречить тому, во что они верили. Все молчали о поддержке любой стороны в сирийском конфликте. А что касается мечты этих детей, то их сестра рассказала: «Их мечтой стало сражаться, чтобы попасть в рай, и носить оружие. У ИГИЛ имеются деньги в большом количестве, поэтому они промывают мозги этим нехорошим образованием».


Как началось обучение в областях, подконтрольных ИГИЛ?


ИГИЛ ускорила введение новых учебных планов в областях, находящихся под их контролем, чтобы с их помощью навязывать свое видение следующему поколению детей и молодых людей. Поэтому джихадистские темы включены в состав обычных предметов, таких как математика, грамматика и английский.


Глава организации Justice For Life Джалал аль-Хамад рассказывает о реальном положении вещей в сфере образования, после того как игиловцы взяли под контроль самый большой город на востоке — Дейр-эз-Зор. Он сказал, что «Исламское государство» изначально вынуждала учителей в городе проходить шариатские курсы после закрытия обычных школ и ввела запрет на образование под предлогом, что в школах преподаются законы неверных. И затем игиловцы работали над разработкой собственных учебных программ. Действительно, эти материалы были напечатаны в подконтрольных им областях в Ираке, где были открыты их собственные школы. Там обучали арифметике и чтению. После этого происходит разделение по гендерному признаку и наложение определенных обязанностей на женщин и мужчин.

 

Аль-Хамад объяснил нам, что учебная программа предлагает уроки, связанные со Священным Кораном, хадисами и мусульманской верой, но их основой является точка зрения ИГИЛ. Учебная программа поддерживает концепцию насилия и борьбы в рядах «Исламского государства». «Люди не посещали школы ИГИЛ по двум причинам: во-первых, страх, что школы могут подвергнуться бомбардировке. И во-вторых, страх за детей, что они усвоят идеи экстремистской организации».


Аль-Хамад объяснил, что ИГИЛ хочет, чтобы люди ходили в школу. Она поощряла изучение их учебной программы, иногда пыталась угрожать и запугивать, но не заставляла посещать школы, что привело к фактическому отсутствию учебного процесса в подконтрольных им областях. В результате, возникла проблема с высокой стоимостью образования, которую организация не может себе позволить.


«Исламское государство» обманывает и скупится на образование


«"Исламское государство" не хотело тратить деньги на образование», — рассказал в интервью американскому журналу Foreign Affairs профессор из города Ракка, который называет себя Омаром.


Заявление Омара подводит итог удивительному факту, что, несмотря на тяжесть игиловской учебной программы для детей, им удалось передать ложный образ террористической организации благодаря своей пропагандистской машине.


В период с 2015 по 2016 год «Исламское государство» создало сильную систему образования, основанную на комплексном подходе к географии, истории, информатике, химии, математике и английскому языку в рамках «Образовательной системы халифата» и опубликовало в Интернете учебники, некоторые из которых были на английском языке. Она также представила передовые образовательные приложения на мобильных телефонах. В соответствии с данными, собранными журналистами из Sasapost и Foreign Affairs, образование в районах, находящихся под контролем ИГИЛ, сильно пострадало. Во-первых, из-за нежелания граждан посещать школы, а также из-за неспособности ИГИЛ обеспечить нормальные условия для учебного процесса, такие как учебники, которые необходимы для школ, которые не имеют доступа в Интернет. Кроме того, «Исламское государство» не вкладывает деньги в восстановление образовательной инфраструктуры, и не предусматривает расходы на образование.

 

© AP Photo, Manu Brabo
Дети рассматривают полузакопанный труп боевика ИГИЛ


Фактически, «Исламское государство» продемонстрировала ложную картину ситуации в сфере образования в регионах, которые находятся под их контролем, а именно в Сирии и Ираке. Исследователи глубоко изучили этот вопрос. В докладе Foreign Affairs говорится, что дети предпочитают школам «информационно-пропагандистские центры», где они получают еду и игрушки, которые должны побудить их присоединиться к террористической организации. «Таким образом, официальное образование практически не существует в районах, находящихся под контролем ИГИЛ», — заключает журнал.


Они тренируются в счете после ударов плетью! Сможете ли вы избавить головы ваших детей от идей «Исламского государства» после обучения в их школах?


Изображения пушек, пуль и танков используются для иллюстрации математических задач и необходимы для объяснения траектории и местоположения военных транспортных средств на английском языке. Время обучения составляет около часа и устанавливается на взрывчатке.


«Успех детей, особенно мужчин, зависит от их способности приучить себя к насилию, особенно при просмотре сцен повешения, публичных казней или порок. Детей просят подсчитать количество ударов плетью во время подобных уроков», — рассказывает Никита Малика, старший научный сотрудник Исследовательского института Генри Джексона в Лондоне. В докладе NBC приводятся слова британского эксперта по детскому экстремизму в «Исламском государстве» из «Института глобальных изменений Тони Блэра». Он говорит, что ИГИЛ приложила все усилия, чтобы сделать из детей джихадистов. Центральное руководство «Исламского государства» надеялось привлечь детей к изучению законов Халифата, которые несут видение лидера организации Абу Бакра аль-Багдади. Дети, выросшие по школьной программе ИГИЛ, подвергаются насилию и воздействию деструктивной экстремистской идеологии.


Освобождение большинства подконтрольных ИГИЛ областей поставило вопрос о необходимости устранения последствий прошлой идеологической обработки детей и оказания помощи им и их семьям в преодолении этого негативного опыта. Сирийский эксперт Халед Мухаммед рассказал нам, что для реабилитации детей требуются старые учителя, после чего необходимо начать работу над восстановлением школ и мотивировать родителей возвращать в них детей с помощью материальных и моральных стимулов.


Халед Мухаммед считает, что необходимо постепенное продвижение в работе с этими детьми в течение длительного времени, через учителей в школах, специалистов-психологов и соответствующих мероприятий для учащихся. И по его словам, таким образом можно искоренить экстремизм из сердец и умов учеников.


Сирийский эксперт подчеркивает важность реабилитации родителей с помощью семинаров и лекций, которые помогут убедить их отправлять детей в школы. А также необходимо использовать специальные стимулы, например полностью бесплатный образовательный процесс. Таким образом, учитель может работать вместе с родителями, чтобы избавиться от всех экстремистских идей, но что еще более важно, убедить учителей и родителей в полезности тех идей, что мы будем взращивать в умах и сердцах учащихся вместо экстремистских.