Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии. Политические партии обвиняют друг друга в ухудшении результатов обучения.


Этой осенью парламентская комиссия по образованию попросила специалистов дать свою оценку состоянию среднего образования и дошкольного воспитания. Многие специалисты крайне обеспокоены. Заключения выявили серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.


Iltalehti выделило наиболее критические замечания. Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.


1. Показатели успеваемости снизились


По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.


По мнению Вялимаа, ситуацию еще можно исправить. Финляндия может запустить национальный проект, например, в области математики и естествознания, основное внимание в котором будет уделяться созданию мотивации для обучения.


По словам Вялимаа, у девочек по перечисленным предметам показатели в среднем выше. Даже по математике, где традиционно мальчики сильнее.


«Подводя итог, могу сказать, что самые слабые результаты были у мальчиков, проживающих в отдаленных районах, в то время как уровень результатов городских мальчиков был сравним с уровнем девочек», — сообщает Вялимаа в отчете.


2. Десятичный знак может определить будущее ученика


По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.


Это немаловажная проблема, потому что этап получения аттестата о среднем образовании является для части учеников самым главным жизненным этапом.


«Поступление в желанный лицей или профессиональное училище и даже прекращение дальнейшей учебы могут зависеть от десятичного знака в аттестате».


Несогласованность в определении оценок выпускников средней школы критикует и Национальный центр по развитию образования в Финляндии Karvi.


По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.


3. В школах существует система распределения по уровню знаний


По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.


«В целом различия между школами незначительны. Однако важно учитывать, что разница между классами одной школы увеличилась, и в настоящий момент она гораздо значительней, чем в любой другой стране Северной Европы», — говорит Лехтинен.


По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.


«Изменения в системе средней школы происходили постепенно, и для этого было много причин. Во-первых, при отборе учеников для обучения в различных специальных классах (музыкальном, языковом, математическом) исходили из уровня успеваемости и результатов тестирования».


Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.


Создавая дифференцированное обучение, часто стремятся к созданию лучших условий для более одаренных и мотивированных детей, что, по словам Лехтинена, вполне объяснимо. На практике же это приводит к различному уровню успеваемости и различным целям в обучении в разных классах.


«Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о том, что эта неофициальная система распределения по классам в соответствии с успеваемостью не смогла закрепить наивысшие достижения и ухудшила результаты тех, кто находился в хвосте. Таким образом, средние показатели успеваемости всех учеников в Финляндии понизились».


«Нынешняя проблема средней школы Финляндии состоит в том, что различия между классами возрастают, социальное положение сильно влияет на успеваемость, и средняя успеваемость учащихся Финляндии падает».


По мнению Лехтинена, это явление парадоксально. Тот фактор, которым ранее объяснялись успехи системы школьного образования в Финляндии, начинает частично работать против нее.


Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.


4. 25 скудных лет после «золотого века» финского ообразования

По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.


«Урезание бюджетных средств отрицательно сказалось как на образовании, так и на благосостоянии населения».


С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями. После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям. Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.


«Экономили даже на бумажных полотенцах».


В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.


«Вместо этого администрация обязала учителей составлять подробные отчеты, тщательное написание которых съедает их последнее время и истощает силы. Эта работа с документами достигла абсурдной стадии», — пишет Хелльстрём.


5. Два национальных периферийных региона в образовании


По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.


Крупные отдаленные районы находятся в восточной и северной Финляндии. Для этих районов характерны низкий уровень жизни, плохая успеваемость и большая разница в уровне знаний мальчиков и девочек.


«Современные малообеспеченные семьи сконцентрированы в слаборазвитых городских районах. Например, переход учеников из одного учебного района в другой в зависимости от обеспеченности семьи в Хельсинки имеет такие же масштабы, как и перемещение между коммунами по всей Финляндии».


По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.


«Из-за переездов формируется определенное окружение. С другой стороны, свободный выбор школы, который теперь не ограничивается только ближайшей к месту проживания, может стимулировать формирование школ с различным типом учеников. Решение этой проблемы неоднозначно. Во всем мире доказано, что полный запрет выбора школы в некоторых случаях приводит к формированию различных по составу районов проживания, поскольку получение места в желаемой школе или, наоборот, уход из нежелательной школы, можно решить переездом».


Советник по вопросам образования Улла Лайне (Ulla Laine) говорит, что разница в уровне знания родного языка растет. Хорошие ученики учатся еще лучше, плохие — еще хуже. Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.


Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной. По словам Лайне, самая большая разница в грамотности наблюдается между Западной Финляндией и столичным регионом. Разница соответствует примерно годичной программе обучения.