Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

El País (Испания): Карелия – затерянный уголок смерти и волшебства

© РИА Новости Илья Тимин / Перейти в фотобанкЧасовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово и часовня Успения Богородицы из деревни Васильево в музее-заповеднике "Кижи".
Часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово и часовня Успения Богородицы из деревни Васильево в музее-заповеднике Кижи.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Документальный фильм «Карелия: интернациональный мемориал» режиссера Андреса Дуке рассказывает западный вариант истории этой республики. Культура Карелии сегодня практически исчезла, пишет автор испанской «Паис». Сейчас насчитывается всего лишь около 650 тысяч карелов. Удивительно, что автор упорно отказывается признавать Карелию российской территорией.

Документальный фильм «Карелия: интернациональный мемориал» режиссера Андреса Дуке рассказывает историю этой республики на границе России и Финляндии.

«Андрес, ты карел», — таковы были слова российского композитора Олега Каравайчука после просмотра фильма, который испанский режиссер венесуэльского происхождения Андрес Дуке снял о своем отце. В эстетике и магии этого фильма, который в числе прочего рассказывает и о поездке режиссера в Мозамбик, и о болезни его отца, пианист ощутил тесную связь с Карелией, этим неизвестным регионом России. Именно там для Дуке начался документальный фильм «Карелия: интернациональный мемориал», в котором природа и вымысел, сливаясь, противостоят исторической реальности гонений и убийств. Карелия лежит между Россией и Финляндией, и на протяжении истории она принадлежала четырем разным государствам.

«Ее мифы и легенды, ее анимистические ритуалы и ее эпос были омрачены внутренней колонизацией и русификацией», — говорит Дуке, рассказывая о фильме, снятом на грант фонда BBVA, который будет представлен публике в эту пятницу, 30 ноября, в офисе компании в Мадриде. Культура Карелии сегодня практически исчезла. Сейчас насчитывается всего лишь около 650 тысяч карелов, живущих на приграничной территории или в Петрозаводске, столице этого региона, называемого республикой, но который никогда таковою не был. Республика была задавлена «не только гомогенизацией с Россией, но и сталинским террором, когда происходили масштабные преследования политиков, интеллектуалов и этнических меньшинств. Во времена террора многие карелы погибли только потому, что были карелами», — говорит режиссер.

Несмотря на предостережения своих русских знакомых, уверявших его, что он не найдет никаких следов карельской культуры, Дуке отправился на поиски по деревням, хуторам и затерянным уголкам. Однажды посреди дикого леса он нашел дом и постучал в дверь. «Это была любовь с первого взгляда». Так он познакомился с Панкратьевыми, православной семьей, в которой по-прежнему живы ритуалы их предков-шаманов. «У случайности всегда есть что-то от волшебства. Я познакомился с этой семьей и обнаружил, что у них особый, созерцательный способ общения с природой. Это было так прекрасно, что я сказал себе: все, я прекращаю поиски, вот, что я искал», — говорит режиссер.

В документальном фильме Дуке представлена реальность на грани магии и фантазии: «Мне нравится исследовать то волшебство, что содержится в повседневности. Пейзаж для меня — своего рода художественное убежище. С одной стороны, это место, где живет крепкая семья, счастливая, умная, красивая. Но там, под землей, спрятана удивительная, загадочная история».

Дело Дмитриева и массовые захоронения в Сандармохе

В то время, когда Дуке знакомился с семьей Панкратьевых, был арестован российский историк Юрий Дмитриев. Этот правозащитник в течение двух десятилетий исследовал «великую чистку» и обнаружил около 240 массовых захоронений в лесу Сандармох, ставшем мемориальным кладбищем. Публициста обвиняют в педофилии и хранении детской порнографией в деле, связанном с его падчерицей.

«Его проект поддерживался правительством, однако быстро стал государственной проблемой. Поэтому теперь он находится в тюрьме по обвинениям, которые не имеют ничего общего с реальностью», — рассказывает Дуке. «В России говорят: "Прошлое еще более непредсказуемо, чем будущее". И это истинная правда. Похоже, в России только и хотят, что постоянно переписывать историю. Дело Дмитриева, как и многие другие дела правозащитников, доказывает, что любой неугодный исторический образ стирается. Есть страх и паранойя, из-за прошлого. Огромный страх».

«И я понимаю, что в записываемом мной материале встречается ряд совпадений. Никто не знает, что под карельскими землями лежат тысячи и тысячи убитых, не только карелов, а людей из многих уголков мира», — продолжает Дуке. По оценкам, только в Сандармохе и Красном Боре, где расположены братские могилы, обнаруженные Дмитриевым, погибло около 10 тысяч человек.

Документальный фильм заканчивается черным кадром с красной надписью: «Президент Владимир Путин создал в декабре 2012 года Российское военно-историческое общество "в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России… и противодействия попыткам ее искажения". Российское военно-историческое общество является частью все укрепляющейся путинской тенденции к сокрытию геноцида. Как следствие, в январе 2017 года рекордные 46% российских граждан видят в Сталине положительную фигуру».