Документальный фильм «Карелия: интернациональный мемориал» режиссера Андреса Дуке рассказывает историю этой республики на границе России и Финляндии.
«Андрес, ты карел», — таковы были слова российского композитора Олега Каравайчука после просмотра фильма, который испанский режиссер венесуэльского происхождения Андрес Дуке снял о своем отце. В эстетике и магии этого фильма, который в числе прочего рассказывает и о поездке режиссера в Мозамбик, и о болезни его отца, пианист ощутил тесную связь с Карелией, этим неизвестным регионом России. Именно там для Дуке начался документальный фильм «Карелия: интернациональный мемориал», в котором природа и вымысел, сливаясь, противостоят исторической реальности гонений и убийств. Карелия лежит между Россией и Финляндией, и на протяжении истории она принадлежала четырем разным государствам.
«Ее мифы и легенды, ее анимистические ритуалы и ее эпос были омрачены внутренней колонизацией и русификацией», — говорит Дуке, рассказывая о фильме, снятом на грант фонда BBVA, который будет представлен публике в эту пятницу, 30 ноября, в офисе компании в Мадриде. Культура Карелии сегодня практически исчезла. Сейчас насчитывается всего лишь около 650 тысяч карелов, живущих на приграничной территории или в Петрозаводске, столице этого региона, называемого республикой, но который никогда таковою не был. Республика была задавлена «не только гомогенизацией с Россией, но и сталинским террором, когда происходили масштабные преследования политиков, интеллектуалов и этнических меньшинств. Во времена террора многие карелы погибли только потому, что были карелами», — говорит режиссер.
Несмотря на предостережения своих русских знакомых, уверявших его, что он не найдет никаких следов карельской культуры, Дуке отправился на поиски по деревням, хуторам и затерянным уголкам. Однажды посреди дикого леса он нашел дом и постучал в дверь. «Это была любовь с первого взгляда». Так он познакомился с Панкратьевыми, православной семьей, в которой по-прежнему живы ритуалы их предков-шаманов. «У случайности всегда есть что-то от волшебства. Я познакомился с этой семьей и обнаружил, что у них особый, созерцательный способ общения с природой. Это было так прекрасно, что я сказал себе: все, я прекращаю поиски, вот, что я искал», — говорит режиссер.
В документальном фильме Дуке представлена реальность на грани магии и фантазии: «Мне нравится исследовать то волшебство, что содержится в повседневности. Пейзаж для меня — своего рода художественное убежище. С одной стороны, это место, где живет крепкая семья, счастливая, умная, красивая. Но там, под землей, спрятана удивительная, загадочная история».
Дело Дмитриева и массовые захоронения в Сандармохе
В то время, когда Дуке знакомился с семьей Панкратьевых, был арестован российский историк Юрий Дмитриев. Этот правозащитник в течение двух десятилетий исследовал «великую чистку» и обнаружил около 240 массовых захоронений в лесу Сандармох, ставшем мемориальным кладбищем. Публициста обвиняют в педофилии и хранении детской порнографией в деле, связанном с его падчерицей.
«Его проект поддерживался правительством, однако быстро стал государственной проблемой. Поэтому теперь он находится в тюрьме по обвинениям, которые не имеют ничего общего с реальностью», — рассказывает Дуке. «В России говорят: "Прошлое еще более непредсказуемо, чем будущее". И это истинная правда. Похоже, в России только и хотят, что постоянно переписывать историю. Дело Дмитриева, как и многие другие дела правозащитников, доказывает, что любой неугодный исторический образ стирается. Есть страх и паранойя, из-за прошлого. Огромный страх».
«И я понимаю, что в записываемом мной материале встречается ряд совпадений. Никто не знает, что под карельскими землями лежат тысячи и тысячи убитых, не только карелов, а людей из многих уголков мира», — продолжает Дуке. По оценкам, только в Сандармохе и Красном Боре, где расположены братские могилы, обнаруженные Дмитриевым, погибло около 10 тысяч человек.
Документальный фильм заканчивается черным кадром с красной надписью: «Президент Владимир Путин создал в декабре 2012 года Российское военно-историческое общество "в целях консолидации сил государства и общества в изучении военно-исторического прошлого России… и противодействия попыткам ее искажения". Российское военно-историческое общество является частью все укрепляющейся путинской тенденции к сокрытию геноцида. Как следствие, в январе 2017 года рекордные 46% российских граждан видят в Сталине положительную фигуру».