Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Hämeen sanomat (Финляндия): для финских туристов Советский Союз был дешевым, доступным и достаточно экзотическим местом

Пляж города Сочи - ИноСМИ, 1920, 16.10.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Финляндии появилась книга о туристических поездках финнов в СССР. Автор с удивлением констатирует, насколько разнообразными и далекими были эти поездки. Уже в 1930-е годы финны отправлялись на ледоколе в Арктику, чтобы взглянуть на острова Новой Земли. Но золотой эпохой стали 1970-е и 1980-е годы.

Вилле-Юхани Сутинен (Ville-Juhani Sutinen) так и не успел побывать в Советском Союзе.

Писатель, родившийся в 1980 году, впервые пересек границу с восточным соседом Финляндии в начале 2000-х — тогда он отправился в Санкт-Петербург на фестиваль поэзии. После той поездки Сутинен захотел узнать о России больше, ведь в реальности страна сильно отличалась от того, как ее изображали в фильмах и газетах.

Позже Сутинен объездил Россию вдоль и поперек, начал писать о ней статьи и книги и даже успел пожить в Санкт-Петербурге. К примеру, его книга «Дорога на костях» (Luiden tie) о лагерях для военнопленных основывается в первую очередь на его личных наблюдениях, сделанных во время поездок.

В новой книге Вилле-Юхани Сутинена «История туризма в Советском Союзе» (Neukkuturismi — Neuvostoliiton matkailun historia), в свою очередь, рассказывается, каково было быть туристом в СССР.

Желание написать книгу у Сутинена появилось из-за увлечения советскими открытками. Его привлекла визуальная сторона и эстетика советского туризма, образ которого значительно отличается от западного.

«Советские открытки в основном веселые и забавные. На них нет и тени мрачной советской брутальности».

Советский туризм уходит корнями еще в царскую Россию. Государственный аппарат сильно контролировал туризм уже тогда. Это смогла прочувствовать и Финляндия, входившая в состав Российской империи в XIX веке.

«На пути из Финляндии в Санкт-Петербург на границе финской автономии и России была обязательная тщательная проверка», — говорит Сутинен.

С тех времен сохранились и многие популярные маршруты. В XIX веке в Крым ездила отдыхать элита, позже к ней присоединился средний класс, а в советское время полуостров стал центром массового туризма. В 1980-е годы финны ездили в Ялту настолько большими группами, что им резервировали целые отели.

Советское и царское время объединяло и стремление показать в туризме только лучшие стороны страны и скрыть грустные. Это было знакомо и финским туристам.

Финны ездили в СССР еще в 1930-е годы, и тогда их поездки проходили очень спокойно. Посещение музеев, проживание в отеле, описывает Вилле-Юхани Сутинен.

Рост популярности поездок в СССР начался в 1950-е годы, а в следующем десятилетии в Советский Союз приезжали уже около 50 тысяч финнов ежегодно.

В 1950-е и 1960-е годы финны еще даже не задумывались о самостоятельных поездках. Предлагались только групповые поездки. Туристы оплачивали готовый пакет туруслуг, и им нужно было просто следовать за своим гидом.

Путешествия в группах были дешевыми, безопасными и выгодными, перечисляет Сутинен причины популярности. К тому же Советский Союз был близко. В Ленинград и Москву можно было доехать поездом и автобусом.

«А еще туризм в СССР был достаточно экзотическим. Советский Союз долгое время был закрытым, и, хотя он был рядом с Финляндией, о нем ничего не знали».

Автор с удивлением констатирует, насколько разнообразными и далекими были поездки финнов по Советскому Союзу. Уже в 1930-е годы финны отправлялись на ледоколе по арктическим водам, чтобы взглянуть на острова Новой Земли.

«Сейчас многие финны считают свои поездки в Грузию и Армению героическими и уникальными. А на самом деле в 1980-е годы финны бывали там регулярно».

1970-е и 1980-е годы были, по словам Сутинена, золотой эпохой советского туризма. Новые отели, налаженные транспортные маршруты, поезда.

«Но самым пленительным временем были 1930-е годы. Тогда строились санатории в стиле конструктивизма, которые должны были „починить" и даже „создать" нового человека. Те поездки были особенными».

Курорты были необходимы, потому что концепт туризма был для советских руководителей немного проблематичным. Зачем гражданину государства, где больше всего ценится труд, вообще отдыхать?

Но человеку все же необходимо свободное время, и это уравнение удалось решить, представив рабочего деталью механизма, которую нужно починить. Туризм разрешили, потому что он приносил пользу.

Советский гражданин не бездельничал даже на отдыхе. Работники восстанавливались в санаториях, чтобы лучше трудиться, или же осваивали во время активного отдыха полезные навыки — например, ориентирование на местности по карте.

«Туризм представляли совсем иначе, нежели в западных странах. Не было и намека на желание путешественника самореализоваться. С другой стороны, он не очень отличается от современного туризма: конечно, в поход по национальным паркам можно отправиться и сейчас, но теперь такой туризм не имеет утилитарного характера».

Больше всего Сутинену в России нравится Санкт-Петербург, где он успел пожить, и арктические территории России.

«Таких городов в арктической зоне других стран не увидишь. Окрестности Мурманска очаровывают, лесная глушь сибирской Колымы очень красива».

Вилле-Юхани Сутинен считает, что после окончания эпидемии коронавируса Россия вновь начнет привлекать туристов. Как и в 1960-е годы, там относительно дешево, и если электронная виза будет охватывать всю страну, то отправиться в путешествие будет очень легко.

Большинство финских туристов, отправлявшихся в СССР, в свое время не умели говорить по-русски — сейчас в Москве и Петербурге можно вполне обойтись английским.

«Для более дальних путешествий будет очень полезно выучить хотя бы алфавит, потому что вывески обычно есть только на русском».

У России есть козырь и для экологичных путешествий. Сеть железных дорог охватывает всю страну, и на поезде можно попасть практически в любое место.

«В Европе сейчас много говорят о необходимости строить новые железные дороги. А в России они уже есть. Наверное, европейцам, интересующимся спокойным и экологичным туризмом, будут предлагать путешествия по России на поезде».