Москва – это не северный город и не город хоккея: футбол и только футбол (в международном, а не американском понимании) – это спорт номер один в российской столице. Кстати говоря, как и в большинстве стран мира.
Поскольку во вторник на хоккейных аренах в Москве и пригородах царило затишье, у меня была возможность заняться чем-то иным. Сходить в Большой театр?
Разумеется, я бы не сказал «нет», если бы мне удалось заполучить в руки билеты, однако сделать это, по всей видимости, сложнее, чем найти в Москве настоящий канадский путин (пути́н (фр. poutine) — национальное канадское блюдо из картофеля фри, сыра и соуса, популярное в Квебеке — прим. ИноСМИ). Может быть, потом я вернусь к мысли о балете… и заеду в Квебек, чтобы, наконец, отведать столь желанный путин.
Ну, ладно. Может, прогуляться до мавзолея Ленина? Он закрыт. Отцу октябрьской революции (точнее - его останкам) сейчас наводят красоту. Это тоже придется отложить на потом.
Я решил побывать на арене «Лужники», где проходят матчи московского «Динамо», а ровно полвека назад состоялась знаменитая суперсерия, в которой сборная Канады взяла верх над СССР (недавно здесь как раз отмечали ее юбилей).
Читайте также: Футбол - игра негодяев
Снаружи здание все еще выглядит очень красивым, а внутри - сочетание старого-престарого и не очень старого вокруг плюс разноцветные сиденья, которые представляют собой единственный действительно новый элемент обстановки. Но об этом - попозже.
Когда вы подходите к «Лужникам», то в глаза бросается не арена, а огромный стадион, который был построен для Олимпийских игр 1980 года. На этом крупнейшем в стране стадионе могут разместиться 86 000 зрителей. Здесь проводятся ключевые футбольные матчи.
Обычно «Спартак», «Динамо», ЦСКА и «Локомотив» играют на стадионах меньших размеров, но когда они встречаются между собой или когда один из них проходит в Лигу чемпионов (в этом году Россию там представляют «Спартак» и «Зенит» из Санкт-Петербурга) и принимает у себя гостей из Европы, матч проводят на этом большом стадионе.
Вчера вечером «Спартак» принимал португальский клуб «Бенфика». Это было большое событие. За три часа до матча полицейские, солдаты и прочие стражи общественного порядка взяли под надзор станции метро.
А там уже раздавалось громкое пение. Спартаковские ультрас готовились поддержать свою команду. Хулиганы из ЦСКА и других московских клубов осыпали их оскорблениями.
Ну да ладно. Раз враг в тот день заявился из Португалии, а не из другого района столицы, полицейские и солдаты не демонстрировали особого рвения. Какая удача…
Также по теме: Эротическое очарование мяча
Потому что я до сих пор нахожусь под впечатлением от количества солдат, которых расставили в метро, а также вокруг и внутри стадиона, чтобы сдержать толпу. Их было так много, что у меня вовсе не было ощущения защищенности. Скорее - наоборот.
Поскольку на улице было всего 2 градуса, матч проходил во вторник, и на стадионе было целых 86 000 мест, понятно, что многие их них были свободны. И мне не пришлось переплачивать за билет. В кассе он стоил 1250 рублей (23 ряд, место в углу), и я приобрел два за 1000 рублей, что приблизительно равняется 30 долларам. Неплохая покупка.
Вообще-то, я - не большой любитель футбола. Тем не менее, я обожаю атмосферу больших стадионов, которую так оживляют фанаты, бурно реагирующие как на успехи, так и на неудачи любимой команды.
Я все еще пытался найти свое место, когда «Спартак» открыл счет в самом начале встречи. Вокруг началось безумие. Болельщики, мимо которых я проходил, вставали, чтобы не пропустить атаку команды из-за моего несвоевременного появления.
Когда же они повскакивали с мест и пустились в пляс после того, как мяч закатился в сетку ворот, я оказался их пленником. Несколько минут спустя они все же отпустили меня под клятвенное обещание не мешаться…
Читайте также: Как берлинские полицейские действуют против футбольных хулиганов
На стадионе было прохладно. По правде говоря, стоял жуткий холод. Двойное преимущество для россиян, которые не только могли положиться на поддержку фанатов, но и были привычны к холодной погоде. По крайней мере, уж точно привычнее игроков из Лиссабона.
Центральное место на стадионе, разумеется, отводится игрокам и самой игре. Однако с непривычки все внимание поначалу приковывают к себе движения толпы, непонятные крики и песни со словами поддержки.
Всего вчера вечером в «Лужниках» собрались 50 000 или, может быть, 55 000 человек, но я готов был поклясться, что они работали как слаженный хор.
Хотя полицейские и солдаты и так стояли через каждые десять метров на окружающей поле дорожке, вокруг болельщиков «Бенфики», которых разместили наверху стадиона и напротив спартаковских ультрас и хулиганов, окружал настоящий кордон.
Парадоксальность ситуации заключалась в том (и это было прекрасно заметно, когда «Бенфика» сравняла шансы в середине первого тайма), что стражей правопорядка было больше, чем собственно португальских фанатов. Ну и пусть. Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Обе команды создавали острые моменты. Вратарь «Спартака» буквально вытащил мяч прямо у меня перед носом. А на другом конце поля удар спартаковца угодил в штангу. Все было так далеко, что толком что-либо рассмотреть так и не удалось. Но докатившаяся до нас издалека волна, дала в полной мере ощутить весь масштаб развернувшейся драмы…
Также по теме: Бум вокруг мяча
Незадолго до окончания первого тайма «Спартак» снова вышел вперед. И больше не упускал преимущество.
Победа со счетом 2:1.
К окончанию матча на трибуне меня уже не было. Почему? Первая причина: после первого тайма я уже продрог до костей. Вторая причина: в перерыве я пошел в туалет. И чтобы попасть туда, нужно было пробраться через два кордона солдат, которые стояли, как живая воронка. Меня так затолкали по пути туда и обратно, что я решил не дожидаться давки по окончании встречи. И правильно сделал.
Потому что, хотя оставалось сыграть еще полматча, снаружи уже готовились меры безопасности.
Когда я шел в толпе продвигавшихся к «Лужникам» болельщиков, мне уже тогда показалось, что солдат было очень много, однако на пустом или почти пустом пространстве по дороге обратно к метро они выглядели еще многочисленнее.
Это первое масштабное выступление сил правопорядка, которое мне довелось наблюдать после прибытия в Москву.
Полицейских в городе обычно много и они встречаются часто, однако во время вчерашнего матча все это напоминало боевую тревогу. А в итоге ничего так и не случилось… По крайней мере, в утренних новостях ни о чем плохом не говорили.
До новых встреч.