Российская политика остается рефлекторной и отражение там прошедших недавно на Украине президентских выборов напоминают нам о собаке Павлова.
Исходящие из Украины рефлексы были столь острыми, что отразились и в принятой Европарламентом приветственной резолюции по случаю президентских выборов.
Рефлекторным было содержащееся в резолюции предложение новому главе государства рассмотреть вопрос о лишении украинского националиста Степана Бандеры звания Героя Украины.
Покидавший свой трон президент Украины Виктор Ющенко присвоил звание Героя Украины убитому в 1959 году агентом КГБ в Мюнхене националисту Степане Бандера. Считается, что поводом для этого шага стало стремление как можно сильнее смешать политический ландшафт Украины, который стал для Ющенко неблагоприятным из-за неудавшихся реформ. И как это бывает, когда большие исторические фигуры втягиваются в сиюминутную политику, все превратилось в балаган.
Россия тут же встала на дыбы. Даже уравновешенные люди покачивали головой. Тут же объявились гиперактивные, как Эфраим Зурофф из центра Симона Визенталя. Казус Бендеры сейчас пытаются использовать и самые правоверные эстонцы, стоящие сейчас на политической обочине Эстонии.
Героизация Бандеры обрела сюрреалистический эпический масштаб из-за того, что речь идет о звании, учрежденном президентом Леонидом Кучмой, опиравшимся на советскую иерархию. Разве настоящий украинец Степан Бандера вообще хотел бы быть удостоенным чести в виде золотой звездочки, что когда-то была на груди коммуниста Леонида Брежнева?
Руки остаются коротки
Резолюция Европарламента, в свою очередь, также растормошила это осиное гнездо. Ее англоязычная версия говорит о коллаборационизме Бандеры (эстоноязычная называет это просто сотрудничеством) с нацистами или, иными словами, якобы о предательстве своего государства и народа. Но в таком случае, эту резолюцию нужно было направить вовсе Леху Качиньскому, ибо Бандера был подданным польской Rzeczpospolita. Бендера делал все плохое и хорошее во имя украинского народа и украинского государства и историческим исследованиям и обобщениям свершенного им еще конца не видно. Неважно, навешивают на него советские ярлыки или нет, из истории его не выкинуть. Так же как Евгена Шаумяна, убившего скотину – генерал-губернатора Николая Бобрикова. Даже если людей именуют террористами, это не гасит память о них и их делах.
Руки политиков, в том числе и европарламентариев, остаются здесь короткими. Жизнь идет своим чередом, политика своим. Даже ужасный крест на площади Свободы (памятник, установленный в прошлом году на главной площади Таллина – прим. перев.) не сможет своей придурковатостью никогда погасить память об Освободительной войне и ее участниках. Суета политиков в истории все равно говорит скорее о суете, чем об истории.
Что же касается Украины, то в этих пустопорожних разговорах вокруг героях и навешиваниях ярлыков теряются реформы, в которых нуждается государство. Некоторые проэстонские политические силы могли бы поспешить на Украину и помочь там хотя бы настолько, чтобы человек смог за пару часов по компьютеру открыть свою фирму. Вместо разговоров Украина нуждается в делах.
Перевод: Хейно Сарап